В сети можно найти предложения платной помощи в ЕГЭ. Мошенники предлагают выпускникам сфотографировать свой бланк во время экзамена и переслать им фото, обещая прислать решения уже через полчаса. Цена зависит от желаемого числа баллов и колеблется от 6 до 30 тысяч рублей. Однако никаких гарантий «продавцы» не дают.
Вот перечень стандартных вопросов и стандартных ответов на страничках, торгующих результатами ЕГЭ:
- Какие у вас гарантии, что ответы будут правильные?
- Ответы будут правильные, но писать официальные документы об этом я не буду.
- Откуда у вас ответы?
Это знаю только я....
Так что покупать готовые ответы — дело рискованное. А вот договориться с репетитором, чтобы тот был на связи в день экзамена — более надежный вариант.
- Самый ходовой товар в этом году — микронаушники, - рассказывает владелец интернет-магазина, торгующего гаджетами. - С технической точки зрения это устройство работает на любом экзамене в любых условиях. Помимо собственно микронаушника в коробке можно найти еще три скрепленных воедино предмета: гарнитуру для связи мобильного телефона и наушника, антенну в виде шнурка, одевающегося на шею, и микрофон на тонком проводке, который выводится на запястье. Эти элементы без проблем прячутся под одеждой и, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают устойчивую связь.
Стоимость подобного «набора отличника» - от 2000 до 5000 рублей. У кого нет денег купить наушники, может взять их в аренду. Один день — 1000 рублей...
Между тем в Общественной Палате открылась горячая линия по вопросам ЕГЭ. Сюда можно позвонить по номеру 8-800-700-83-63 (звонок по России бесплатный), а также написать электронное обращение на сайте ОП РФ. «Горячая линия» будет работать в дни проведения основных экзаменов: 27 мая (русский язык), 3 июня (математика), 6 июня (иностранные языки и физика), 10 июня — обществознание и химия.
В первый день работы в ней принял участие и корреспондент «МК».
- Вам готовы помочь представители Рособрнадзора, сотрудники Департамента образования Москвы и эксперты, разрабатывающие сами КИМы, – рассказала «МК» первый зампредседателя Комиссии по развитию образования ОП Любовь Духанина. - Есть вопросы, которые нужно решать очень быстро. Скажем, ребенок жалуется, что его нет в списках – мы тут же информируем регион, они выясняют, что такой ученик числится, и передают информацию в экзаменационную комиссию...
Вообще же вопросы, с которыми обращались на горячую линию ученики и их родители, были самыми разными.
- У нас директор школы собирает с родителей по 20 000 рублей, обещая гарантированные 50-60 баллов, - жалуется мужчина по имени Абаш из пригорода Дербента, отец школьника. Операторы горячей линии обещают ему информировать местные органы управления образования об этих фактах, но признаются «МК», что влиять на такие вещи из центра почти не возможно. Особенности местных условий, коррупция и порука не позволяют выявить факты злоупотреблений и поймать кого-то за руку. При этом, по их словам, нередки трагические ситуации, когда родители продают дома и стада, чтобы ребенок набрал хорошие баллы, но потом он с этими баллами не может толком учиться, приезжая в мегаполис, а вернуться с неудачей не позволяет гордость…
- Что, в этом году на экзаменах запретили шоколад?! - спрашивает школьница Оля из Москвы. Ей объясняют, что свои продукты и напитки приносить нельзя – их должны обеспечить организаторы.
Мужчина, представившийся Сергеем Владимировичем, звонит и беспокоится, что видеокамера в аудитории нарушает права его ребенка, нервирует его. О том же говорят другие родители — этот вопрос очень популярен. Любовь Духанина, которая вместе с другими операторами лично отвечает на звонки, уверяет их, что камеры законны, и установлены для их же пользы:
- Представьте, что кому-то из детей учителя тайно принесли ответы – в результате этот ребенок наберет максимум баллов и займет то место в ВУЗе, которое мог бы занять ваш отпрыск. Камеры же позволяют уменьшить количество ситуаций, в которых возникают неравные условия – если вы видите, что кому-то откровенно помогают, то можно заявить об этом, видеоматериалы будут изучены.
- Я 8 лет назад закончила школу, учиться в ВУЗе у меня на тот момент возможности не было. Сейчас я подготовилась и хочу сдать ЕГЭ – как мне быть? – спрашивает Ольга из Московской области. Ей поясняют, что все в целом просто – подаете заявление в школу или в департамент образования – и сдаете! Сегодня, конечно, уже не сдать, но со вторым потоком – вполне возможно.
К часу дня специалисты линии приняли уже около 600 звонков со всех регионов страны. Во второй половине дня начались звонки от детей, вернувшихся с экзамена. Едва ли не самым популярным вопросом стал: «пробел или запятая?». В ответе, состоящем из нескольких слов, их можно разделить пробелом или запятой. Подростки боятся, что неверное оформление может свести на нет правильный ответ. Им объясняют, что оба варианта годные.
- Сделайте что-нибудь! Реально обидно! – звонят и возмущаются многие выпускники, которые честно сдали экзамен, вернулись домой и обнаружили, что в соцсети «Вконтакте» выложены «реальные КИМы 2013 года». Общественная палата связывается с Минобрнадзором, который, впрочем, уже информирован об этом. К 13.30 пришло сообщение, что 72 сообщества с ответами на ЕГЭ «Вконтакте» заблокировала.
У меня обнаружили мобильный и меня удалили. Но в аудитории была еще одна девушка с телефоном, и её не удалили! – возмущается скрывающая свое имя девушка из Москвы, сдававшая ЕГЭ в МФЮА. Ей отвечают, что сейчас уже ничего сделать, скорее всего, нельзя, поскольку она уже вышла из здания, где проходил экзамен. Если бы она написала апелляцию руководству ППЭ на месте – то результаты другой девушки были бы аннулированы, но на ситуацию звонившей это бы все равно не повлияло…
Ну и, разумеется, «горячая линия» в столь авторитетной структуре, как ОП, привлекает самых разных граждан, в том числе и неуравновешенных. К примеру, традиционны звонки с просьбами решить экзамен за них, рассказывает работающая на телефоне горячей линии помощник председателя комиссии по развитию образования ОП Татьяна Тимкова:
- Еще звонила некая бабушка, которая бдительно интересовалась фамилиями экспертов, у которых хотела проконсультироваться, и выясняла – не инородцы ли они? А апофеозом, наверное, можно назвать звонок гражданина, представившегося… Графом Дракулой, назвавшего нас всех вампирами и потребовавший немедленной отставки Фурсенко и всех ведущих чиновников Минобра!
ВНИМАНИЕ!
«МК» открыл свою «горячую линию» по всем вопросам, связанным с Единым государственным экзаменом! Сообщайте нам обо всех нарушениях на ЕГЭ, о случаях списывания, использования электронных устройств и пр. по адресу info@mk.ru. с пометкой «горячая линия ЕГЭ».
Смотрите по теме: Первый ЕГЭ: "В начале было очень страшно..."