Это в начале 50-х был актуален лозунг: кто владеет Арктикой, тот владеет миром.
Кратчайший путь до самого опасного нашего вероятного противника лежал через Северный полюс. Для обеспечения этой трассы была создана сеть аэродромов, одним из которых и стал суперсекретный аэродром “Тундровый”, а потом и “Тикси-бетонный”. Предполагалось, что наши самолеты с атомным оружием на борту могут совершать на аэродроме “подскока” дозаправку и лететь на выполнение боевой задачи. Все было очень и очень серьезно: арктический аэродром охранял танковый полк. Рядом стояла база ПВО. Станции слежения отмечали перемещение американских подводных лодок. В Тикси располагался полигон для изучения психики и поведения военнослужащих в условиях Крайнего Севера.
Арктический поселок был еще и крупнейшим морским портом. Также в Тикси располагался домостроительный комбинат, который поставлял продукцию для арктических территорий.
В 90 – х годах военных летчиков с Севера практически выжили. Оперативные аэродромы на островах были законсервированы. Оставшаяся авиабаза “Тикси” обеспечивала безопасность полетов самолетов дальней авиации да выполняла перевозки в интересах Министерства обороны. На местный аэродром садились стратегические бомбардировщики “Ту-95” с авиабазы на Дальнем Востоке. Здесь проходили полярные трассы — самолеты по кратчайшему пути летают из Сеула в Канаду и Штаты.
И вдруг форпост России в Арктике остался «без крыльев».
Аэродром совместного базирования еще в октябре 2012 объявили закрытым для всех полетов воздушных судов, кроме вертолетов. На авиабазе были выключены средства аэронавигации и системы захода на посадку. По версии минобороны РФ, в чьей собственности находится аэродром, причина закрытия - необходимость срочной реконструкции взлетно-посадочной полосы.
Сыше 9 тыс. жителей района остались без авиасообщения. Поселок можно было покинуть только вертолетами. Уже через месяц возникли перебои с едой и медикаментами. Полгода Тикси жил буквально в изоляции, как говорят местные жители: «Остались брошенными как на ржавой, подтопленной подводной лодке».
Перевозки пассажиров и груза осуществлялись через аэропорт Усть-Куйга стыковочными рейсами, что было весьма не безопасно и дорого.
Часть взлетки на аэродроме «Тикси» общей длиной 3,5 километра была опасна для тяжелых самолетов стратегической авиации. Но оставался вполне работоспособный отрезок длиной 1.700 метров, которого вполне было достаточно для взлета и посадки гражданских судов III класса. Местные жители обратились к председателю правительства Дмитрию Медведеву с просьбой открыть аэродром для гражданских самолетов Ан-24, Ан-26 или Ан-140.
Реконструкцию аэропорта в Тикси пообщещали завершить в 2014 году. А на майские праздники над аэродромом раздался долгожданный рев турбин. Первый за последние полгода борт технари авиабазы встречали со слезами на глазах. В поселке по этому поводу на майские праздники прошло шествие с флагами. Местные жители говорят: «Хочется верить, что на Арктику, наконец, обратили внимание».
Ранее сообщалось, что безопасность в Арктической зоне России обеспечат 10 аварийно-спасательных центров, на строительство которых выделено свыше 900 млн руб. Опорные спасательные центры МЧС планируется создать в Дудинке, Нарьян-Маре и Певеке, резервные базы будут расположены в Мурманске, Архангельске, Воркуте, Надыме, Анадыре, Тикси и Проведении.
Спасательные центры будут обеспечивать режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию в Арктике, общая численность их сотрудников составит тысячу человек (590 — наземная и морская, 384 — авиационная).
«Это вы на Большой земле ждете прилета ласточек, мы в Тикси радуемся бакланам, - говорят нам жители 71 – ой широты. - Птицы появляются в поселке вместе с первыми проталинами, потом все лето кормятся у нас на помойках».
Надо сказать, что весна в Арктике — что у нас самая лютая зима, в прошлом году, например, 9 мая было 37 градусов мороза. Нас приглашают приехать во время цветения тундры, в… конце июля, когда освобождается ото льда море Лаптевых, чтобы через два месяца снова покрыться ледовым панцирем.