Сенаторы, общественники и представители бизнеса обсудили в Совете Федерации вопрос создания частно-государственных партнерств в сфере дошкольного образования. В Москве ситуация с обеспечением родителей местами в детских садах выглядит относительно неплохо. Однако в регионах не все благополучно, да и в столице в ближайшее время ситуация может усложниться, поскольку в стране уже второй год наблюдается устойчивый рост рождаемости. Большая надежда возлагается на частных предпринимателей, которые должны прийти в дошкольное образование.
Речь не идет о частных детских садах в чистом виде – они существуют достаточно давно, рассчитаны на публику премиум-сегмента или выше среднего. Речь идет именно о такой форме дошкольного детского учреждения, в которой родители могли бы платить такие же деньги, как и в муниципальном садике, поскольку занимался бы детьми частник, а дотировал бы все это бюджет. Для государства же эта схема выгодна в первую очередь тем, что софинансирование частников выгоднее строительства казенных садов с нуля.
- Согласно указу Президента, сто процентов российских детей к 2016 году должны быть обеспечены местами в детских садах, говорит член Совета Федерации Виктор Косоуров. - И для этого сегодня делается все. Однако по нынешней ситуации, увы, приходится признать, что ряд регионов выполнить план к сроку не сможет. Надо искать новые пути решения этой задачи. Поэтому и было внесено в Госдуму предложение о создании и стимулировании детских учреждений в формате частно-государственных партнерств.
- Регионам будет выделено в ближайшие годы 280 миллиардов рублей на строительство детских садов, но и это не решит проблему, даже с учетом тенденции к возврату детских садов, закрытых и распроданных в «бурные 90-е», даже с запретом на перепрофилирование нынешних и т.д., заявляет член Совета Федерации Галина Николаева. - Поэтому нужно уделить серьезное внимание частно-государственой схеме, которая сейчас развита слабо. Сегодня потенциальные создатели частных детских садов самых разных форматов страдают от отсутствия внятной системы финансовой поддержки, от дискриминации по отношению к муниципальным заведениям, от гнета высокой арендной платы и т.д. Мы должны стимулировать появление надомных и малокомплектных садов, софинансируя родительскую плату, делая им льготную аренду, но сохраняя госконтроль над имуществом и деятельностью.
Сегодня негосударственный сектор в дошкольном образовании составляет в нашей стране всего 1,5 процента. Наталья Третьяк, заместитель министра образования РФ, отдает должное необходимости в частно-государственном партнерстве применительно к детсадам и согласна с тем, что это снизит остроту проблемы дефицита мест для детей. Однако отмечает, что даже в самых развитых странах вроде Франции и Финляндии эта доля не превышает 3-5%. В нашей стране, по словам замминистра, развитие частно-государственного партнерства также сможет закрыть не более 5% от потребностей в местах, но и за это тоже, разумеется, нужно бороться. Также Наталья Третьяк возлагает большие надежды на то, что крупные корпорации смогут организовывать садики для своих сотрудников.
Надо заинтересовать их в создании собственных дошкольных учреждений, уверена Третьяк, а индивидуальным предпринимателям, организующим «микро-сады», обязательно давать льготы на аренду помещений, максимально освобождать от лицензирования и всячески облегчать жизнь на законодательном уровне.
Также замминистра отмечает и проблему кадров для садов в формате частно-государственного партнерства. Причем, проблема не в количестве выпускников педвузов, а в том, что они потом не идут работать по профессии. Поэтому нужны программы для регионов по привлечению молодых педагогов в этот «микробизнес».
Какие могут быть варианты частно-государственного партнерства?
- Да самые разные!- уверена Галина Махакова, член экспертного управления аппарата Президента.
- К примеру, сеть маленьких детсадов домашнего типа, которые занимаются чисто содержанием и уходом, а при них общий дошкольный образовательный центр, который реализует функцию образования и куда они приводят детей. Отличный потенциальный «кадровый резерв» - мамы в отпуске по уходу за детьми. Можно их обучать созданию собственного дела – частного бизнеса по уходу за детьми. Мамы могут собрать несколько детей, ухаживать по очереди или как-то иначе распределять обязанности – такое особенно актуально в сельской местности. И такое обучение в регионах уже началось!
- Мы организовали в регионах уже шесть центров инноваций в социальной сфере – школ для массовой подготовки социальных предпринимателей, говорит Владимир Яблонский, директор по соцпроектам Агенства стратегических инициатив. – Не 5, а 10-15% от потребности в местах в садиках можно охватить частным сектором. Стоимость постройки детсада - 200-250 млн. рублей! Да лучше один сад не построить, но на эти деньги 10 лет субсидировать частный сектор в регионе! А сегодня нередко предприниматели организуют отличные современные сады, которые простаивают полупустыми, поскольку родители не могут платить по 15 тыс. рублей в месяц за ребенка, а государство эти деньги не компенсирует - хотя могло бы. Да и вообще защита прав инвесторов в этой сфере пока очень слабая - предприниматели жалуются…
- У нас в Красноярском крае был создан центр развития инновационных форм развития дошкольного образования, рассказала Марина Воронова, председатель Красноярского регионального общественного движения «Родители за здоровое поколение». - Эта структура несет родителям информацию о формах негосударственных дошкольных учреждений, и она позволила снять напряжение в обществе в этом вопросе – ведь родители не знали, как такие сады работают, чем там занимаются, опасались и не доверяли им. Мы сами готовим кадры для таких учреждений, поскольку те, кто учится в государственных педвузах, зачастую не готовы работать в малых садах частного типа, поскольку есть большая разница с стандартными муниципальными садами. Пришлось создать эдакий «бизнес-инкубатор», учим родителей с детьми до 7 лет работать воспитателями и менеджерами микросадов. У нас в крае довольно большой процент детишек ходят в частные садики, но есть немало проблем с низкой окупаемостью таких заведений. Многие закрываются через полгода, поскольку трудно и не слишком прибыльно – помощь государства очень нужна!