Кричащее письмо прислали в Синодальный отдел Московской патриархии (копия имеется в распоряжении в «МК») прихожане. Люди сравнивают обитель с автотехцентром, на территории которого сегодня действует автостоянка, шиномонтаж и даже... автоломбард (хотя православие всячески осуждает ростовщичество). Авторы открытого обращения уверяют, что монахи за возможность быть погребенными в стенах обители должны «пожертвовать» квартиры. Во все это даже сразу и не верится, но, как говорится, чудны дела твои, Господи!
Сор из святой избы
АНЕКДОТ ДНЯ
<p>Когда сельская церковь решила открыть счет в местном магазине, то получила анкету, разработанную для коммерческих организаций. Cамым сложным оказался вопрос о дате основания предприятия.</p> <p>Немного поразмыслив, церковный казначей написал: «35-й год н.э.»</p>«За последние два года духовная жизнь монастыря претерпевает поругание», — начинают свое обращение авторы письма. Письмо нас вначале даже шокировало. Написано оно резко, обвинения более чем серьезные. Причем часть из них такие, что доказать просто невозможно (скажем, о злоупотреблении спиртным некоторыми представителями духовенства). Но больше всего авторы письма уповают на то, что монастырь вроде как занялся бизнесом.
«К величайшей скорби, констатируется факт тотального переориентирования и сосредоточения деятельности монастыря на извлечение коммерческой прибыли, — сетуют жалобщики. — На территории памятника архитектуры в природоохранной зоне действует автосервис, работает коммерческая автостоянка для 150 машин, а недавно дополнительно на территории монастыря открылся новый церковно-православный шиномонтаж и ломбард! Кто получает доход, куда и на какие цели направляются денежные средства, полученные от непрозрачной предпринимательской деятельности, сотрудники монастыря пояснить не могут». Авторы уверяют, что главный купол, который позолотили всего год назад за счет бюджета, странным образом стал облезать, что даже стало поводом для проверки. Другие купола, приобретенные на средства прихожан на замену старым, якобы лежат мертвым грузом под открытым небом на хоздворе.
И дальше в жалобе говорится про то, что братию монастыря это тоже возмущает, она ропщет, но боится высказаться открыто. Самих монахов-де тоже притесняют в случае, если кто из них не хочет «жертвовать» жилье.
Заканчивается письмо словами: «Просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, со всей серьезностью отнестись к поднятой проблеме, провести проверку вопиющих фактов, принять меры, сделать соответствующий доклад Патриарху....»
К письму прилагаются подписи прихожан, с адресами и телефонами. Виктор Филиппов, чья подпись стояла первой, вкратце рассказал предысторию конфликта. Жил-был монастырь со своими уставом, со старцами, которых люди почитали и к которым приезжали за много километров. Проблем и тогда хватало, но, дескать, душевность была. А потом приехал молодой 33-летний наставник, и порядки изменились.
— Я ведь больше 16 лет уже как прихожанин, — говорит Виктор. — И я знаю в монастыре многих — и работников, и монахов (их осталось уже человек 10 всего). Всю «кухню» знаю. И их горести за свои принимаю. Руководство ведет себя вызывающе, братию обижают. Почтенные старцы уходят из монастыря... Вы же знаете из письма про историю с квартирами?
История с жильем и впрямь настораживает. По словам подписавшихся, наместник считает, что за погребение в стенах обители пожилые люди, населяющие монастырь, вполне могут пожертвовать жилплощадь.
— Он просто предложил квартиру отписать, — говорит один из бывших постояльцев монастыря. — Я удивленно спросил — а как же моя семья? Где она жить будет? После этого я оттуда уехал, потому что впал в немилость. Это тема очень деликатная, так что поймите правильно — подробности расскажу только патриарху, вы уж извините.
Кстати, в монастыре есть даже усыпальницы Романовых и их предков. Последняя романовская могила появилась здесь в 1995 году, когда сюда собором перенесли останки убитого в 1905 году московского градоначальника великого князя Сергея Александровича (их нашли в Кремле на месте снесенного в сталинские годы Чудова монастыря, где Сергей Александрович был погребен). Так что посмертное соседство с такими персонами стоит не одной квартиры — видимо, именно рассуждает руководство обители.
«Храм как филиал ГИБДД»
— Я перестал ходить в монастырь из-за всех этих безобразий, — говорит другой подписант, представившийся в разговоре Андреем Шпартовым. — Вы посмотрите — монастырь же превратился чуть ли не в филиал ГИБДД. Здесь можно и автостраховку оформить, машину зарегистрировать или заложить ее.
Подтверждение его словам я нашла на месте сразу же. На фоне старинных храмов — гигантские синие буквы «Шиномонтаж». Бросается в глаза автоломбард. Огромное объявление на фасаде перечисляет «срочный выкуп и продажа б/у авто, экспресс-кредит, продажа ретроавтомобилей» и еще много всяких услуг.
Явно не с патриаршего благословения развернулся тут бизнес. Иначе как объяснить удивительный факт — 21 марта, в день приезда сюда патриарха Кирилла, вывески взяли и перевернули наизнанку. Я даже глазам своим не поверила — вчера еще было все (и ломбард, и шиномонтаж), а сегодня нет. Благо, фотоаппарат сие чудо запечатлел. А уже через пару дней вывески снова появились, мне кажется, их даже стало больше.
Справедливости ради скажу, что автостоянка здесь давно. Но тогда она принадлежала одной фирме. Позже земельный участок под стоянкой передали монастырю. Коммерсанты затеяли судебную тяжбу с обителью. В мае прошлого года Арбитражный суд Москвы вынес свое решение — в пользу церкви. А монастырские власти почему-то... не стали закрывать автостоянку и благоустраивать территорию. Хотя планов было громадье: разбить сад, поставить скамеечки, часовенку или восстановить существовавшую когда-то историческую постройку (двухэтажный барак) и отдать ее под гостиницу для паломников. Но... автостоянка осталась. И машины тут ставят не прихожане, которые приезжают со всей России помолиться и посмотреть на святыни, а местные жители. За деньги. С них причитаются пожертвования и возмещение затрат на уборку, освещение автостоянки. Но сумма «подаяния» строго оговорена — 300 рублей в сутки, 5 тысяч рублей в месяц.
Я договариваюсь с охранником, чтобы ставить здесь машину. Он подтверждает, что автостоянка монастырская. Интересуюсь — будет ли со мной заключен официальный договор, все ж 5 тысяч не мелочь какая?
— Нет, договора не будет, и чек вам не дадим, — отвечает он. — Только бумажка, где будет написана сумма пожертвования. Да вы не волнуйтесь, мы запишем паспортные данные вашей машины в нашу тетрадь и никто, кроме вас, ее не заберет от сюда. Все с ней будет в порядке.
И объявление висит — пожертвование принимаются с 1-го по 15-е число.
С автоломбардом еще менее понятная ситуация. Монастырь, выходит, сдал коммерсантам в аренду свои помещения, землю? Или, может быть, ломбард и обитель заключили договор о совместной деятельности?
Идем дальше. В шиномонтаже уверяют, что с радостью возьмутся обслуживать мою машину. Я по наивности спрашиваю — договор мне придется заключить с монастырем?
— Земля монастырская, а фирма частная, — уточняет работник.
Еще один «шиноремонтаж» располагается за монастырской стеной, но тоже на территории, обители. И там такая же история.
Теперь купол. На его позолоту было выделено более 30 млн рублей из федерального и городского бюджетов. Но вот незадача — купол меньше чем за год как-то потемнел. Сразу же предположили — или толщина покрытия золота в несколько раз меньше положенного, или сусальное золото было заменено поталью (гораздо более дешевый материал). В начале декабря 2012 года, как уверяют работники церкви, комиссия Департамента культурного наследия Москвы проверила проведения реставрационных работ по куполу. Каковы результаты, узнать так и не удалось. На наш запрос в Мосгоркомнаследии ответили весьма расплывчато. Сказали только, что в период с сентября 2011 года по январь 2012 года действительно проводились реставрационные работы по центральному куполу Спасо-Преображенского собора. Уточнили, что была замена медных кровельных карт с сусальным золочением на нержавеющую сталь с гальвано-химическим золочением. Но почему так дорого обошелся купол в итоге и увидели ли эксперты какие-то дефекты — не стали объяснять. И вообще из ответа непонятно, была ли та самая проверка в декабре. Потому как — цитирую: «На апрель—май 2013 года, когда установится теплая погода, департаментом будет проведена плановая комиссионная проверка на предмет сохранности покрытия».
А вот почему лежат прямо на земле другие купола, купленные за счет прихожан, вообще сложно объяснить. Их ведь должны были давно установить. Видимо, не до того сейчас руководству обители...
Официальных комментариев от наместника мы до сих пор не получили (хотя 27 марта отправили запрос и приложили к нему то самое открытое письмо прихожан). Пресс-секретарь монастыря Юлия Стихарева заметила: дескать, чего торопиться — впереди у нас всех вечность... И ведь не поспоришь с таким заявлением. В Синодальном отделе заверили, что будет проведено разбирательство. Но при этом почему-то стали собирать подписи в защиту автостоянки и наместника. Представители церкви не преминули заметить, что все это некие подковерные игры — идет борьба за «империю», которая отдана наместнику Сааве. Слушала я все эти домыслы и диву давалась — будто речь идет о бизнес-конкреции, а не о монастырских делах.
На одном из форумов прихожане развернули целую дискуссию о новых порядках в Новоспасском. «Зашел в трапезную: продаются пирожки с сыром, творожные ватрушки, баварские пирожки (с сосиской, вероятно). Напоминаю: сейчас вроде бы Рождественский пост идет. Или это миссия в действии по привлечению невоцерковленных в Церковь?! Я еще бы понял, если бы давали молочные продукты рабочим, работающим на очень тяжелых работах по восстановлению монастыря, но это... У меня нет слов просто». Еще негодуют прихожане, что летом торгуют тут квасом, который выдают за монастырский.
— В действительно тут не варят квас уже очень давно, — уверяют работники. — Его теперь привозят.
Сосиски в пост? Квас не того разлива? Вроде мелочь, но неприятная, особенно если все это исходит от людей, которые должны наставлять паству на путь истинный. В том, что монастырь зарабатывает на чем-то, вроде бы тоже большого греха нет. Но дело в чем-то куда более ценном — в доверии. Невольно задумаешься: остались ли в России настоятели, которые ходят пешком, у которых ряса из дешевой ткани и которые о таких словах, как «коммерческий договор», и не слыхали даже.