Умеете плавать? Берем!
Ключевой вопрос при устройстве на работу инструктором в аквапарк: «Умеете ли вы плавать?»
— Конечно, умею, — не задумываясь ответила я в отделе кадров.
— Тогда заполните анкету и можете приступать.
Кадровичка вызвала старшего инструктора. Через минуту в комнату вбежал крепкий темноволосый парень, на бейджике указано имя: Иван Кретинин. Итак, вперед — начинаем изучать премудрости новой профессии.
Работают в аквапарке в основном студенты. Мне озвучивают зарплату — за смену с 10 утра до 10 вечера 1400 рублей. Не много, конечно, но прельщает график: один день работаешь, два отдыхаешь. Удобно.
— Ты не переживай, через три месяца зарплата будет уже 1500 рублей плюс премия, — улыбается Александр, мой коллега лет двадцати. — Тем более ты всегда можешь кого-нибудь подменить, выйти в другую смену. А по выходным частенько бывают корпоративы, дискотеки. За ночь дежурства выходит около 3,5 тысячи.
В принципе, неплохо. Вот только платить начинают с третьего дня работы. Первые два считаются стажировочными. За это время надо выучить технические характеристики горок, порядок действий в ЧС и обязательно правила спасения утопающего (ни много ни мало 23 листа «Учебного пособия для инструктора»). А по окончании второго дня еще и сдать экзамен.
— Экзамен несложный, я вообще ничего не выучил, пришел, что-то брякнул наобум, и меня взяли, — улыбается еще один спасатель Михаил. — Уже третий день сегодня работаю. Заодно и учусь.
Кстати, каждое утро перед началом смены инструкторы проходят тренировку — инсценируют разные чрезвычайные ситуации: спасение утопающего, транспортировка пострадавшего в медпункт и другие. В мой первый день мы учились укладывать пострадавшего на носилки — закрепляли его ремнями безопасности, чтобы обездвижить тело. Затем в медпункте я еще потренировалась оказывать первую помощь: пару раз сделала искусственное дыхание «рот в рот» и непрямой массаж сердца тренажеру «Максим». Так что после дня учебы в теории спасать утопающих я уже могла отлично.
По словам Ивана, раз в полгода все инструкторы пересдают экзамен. Как говорится, повторение — мать учения. Тем более, как оказалось, доставать утопающих из бассейнов аквапарка студентам приходится не так уж и редко.
— Я работаю здесь около года, раз пять уже людей спасал, — говорит инструктор Алексей.
— И искусственное дыхание делал?
— Нет, у меня до такого экстренного случая дело не доходило. Все сами откашливались, — говорит он. И вдруг — словно выливает на меня ушат холодной воды. — Но даже если человек уже будет без сознания, из воды его вытащи и сразу зови старшего и врача. Сама ничего не делай.
— Но ведь в правилах написано, что я должна оказать первую помощь?! — возмутилась я.
— Мы с тобой не спасатели, у нас даже медицинского образования нет, — невозмутимо поясняет мой более опытный «коллега». — Сделаешь что-то не так — умрет человек. Потом на тебя вину и повесят. Все равно все реанимационные действия будут делаться в кабинете врача. Не перед посетителями же все это проводить.
Вот, значит, как получается: можно захлебнуться и умереть только потому, что такому инструктору будет неудобно тебя спасать...
Итак, официальный инструктаж от Ивана и неофициальный — от моих коллег — я прошла. Форма скромненькая: зеленая майка с эмблемой лягушки и темные шорты. На груди свисток. Все бы ничего, но уж больно жарко. На улице ранняя весна, а солнце в огромные окна аквапарка уже припекает по-летнему. Из-за сильной влажности даже в таком виде чувствуешь себя в зале как в парилке. Так и хочется занырнуть в бассейн вместе в купающимися. Кстати, мои навыки держаться на воде так никто и не проверил. Поверили на слово.
Тайна зоны №16
Весь аквапарк поделен на 16 зон. Большинство из них — это места старта горок и места приводнения. На каждой из них стоит один или несколько инструкторов, которые следят за посетителями. Раз в час инструкторы меняются — проходят по часовой стрелке от одной зоны к другой. Зона №15 называется «Лагуна» — это бассейн, глубиной 1,35 метра. Именно там в начале февраля утонул 9-летний Тимерлан Акембаев. Под водой мальчик пробыл четыре минуты, но никто из сотрудников аквапарка его не заметил.
Отмечу, что бассейн аквапарка довольно большой. Даже я, стоя с одного края и пристально следя за плавающими, не всегда могла отследить, что происходит на противоположной стороне. А уж если инструктора начнут отвлекать еще какие-то горе-купальщики, не заметить кого-то под водой проще простого. Кроме того, помимо основной чаши в бассейне есть два закуточка, имитирующие озера в скалах. Купающихся в них людей не видно вообще. А соединяет бассейн с двух сторон река — узкий желоб длиной около 15 метров, наполненный водой. Полностью просматривается он только с одного места — это 16-я зона «Течение». Там тоже всегда должен находиться инструктор. А значит, должен был увидеть утонувшего мальчика, который проплыл по речке, прежде чем его вынули из воды с другой стороны бассейна. Вот только, как говорят сами работники, в тот злополучный вечер инструктора на месте не было. Его перебросили на другой участок, поскольку не хватало людей.
В правилах посещения аквапарка говорится, что «инструктор при возникновении угрозы безопасности ребенку (или группе детей) имеет право потребовать надеть на детей спасательные жилеты, которые выдаются в пользование бесплатно». В тот вечер на мальчике был жилет, однако потом он сам его снял. Родители были не против. Даже сам брат погибшего уверял, что Тима умел плавать. Тогда почему на такой небольшой глубине ребенок не смог выплыть?
Между тем инструктор, дежуривший в тот вечер у бассейна, продолжает работать. Его не привлекли к уголовной ответственности — расследование продолжается.
…Кстати, купаться в этом бассейне «Лагуна» разрешено всем. Во время моей смены там, к примеру, плавала мамочка с ребенком лет трех. Малыш был в спасательном жилете, но все равно мне было как-то не по себе. А инструкторы рассказали, что однажды в бассейне на круге плавала женщина с совсем еще грудным ребенком и при этом кормила свое чадо грудью.
Что тут скажешь? Родители сами несут ответственность за своих детей. Это даже в правилах аквапарка написано.
Эстремальные вечеринки
— Травмы у нас случаются нередко, — говорят инструкторы. — Зачастую ведь люди сами нарушают технику безопасности.
По их словам, на «Семейной» горке, к примеру, несколько месяцев назад женщине отрезало палец. А все потому, что один из посетителей нарушил правила.
— С «Семейной» горки разрешено кататься только по одному. Ограничение по весу — 115 килограммов, — рассказывают они. — Женщина поехала, а рядом с ней плюхнулся толстый мужик. Инструктор не успел его остановить. В результате пластиковая горка не выдержала и треснула пополам. Острым краем посетительнице отрезало фаланг пальца.
А около года назад из джакузи в бассейн глубиной 1,35 метра нырнул мужчина — сломал шею. К счастью, остался жив.
Много травм случается на корпоративах, когда с горок пытаются скатиться пьяные «экстремалы». Самыми опасными считаются две горки: «Циклон» желтого цвета и «Цунами» красного. Высота обеих составляет 12 метров. Угол наклона первой — 46,38 градуса, угол наклона второй — 56 градусов. К катающимся с них у работников аквапарка повышенное внимание.
— Как-то во время вечеринки пьяный парень кубарем покатился вниз с красной горки, зацепился за ограждение и разодрал до мяса ногу, — рассказывает ужастики инструктор Наталия.
— А пьяным разве можно купаться?
— Нельзя, но не уследили, — девушка лишь пожала плечами.
По словам директора российской Ассоциации аквапарков Игоря Волковинского, доступ на водные аттракционы людям в состоянии алкогольного и наркотического опьянения категорически запрещен. Такой пункт должен быть прописан в принципе в правилах каждого аквапарка. Но тогда вопрос: как же аквапарки устраивают корпоративы или ночные вечеринки? Не без алкоголя же.
— Администрация аквапарка, не желая лишаться посетителей из числа любителей выпить, скорее всего идет на негласные послабления, — рассуждает Волковинский. — Например, при организации праздника в договоре можно прописать, что вечеринка безалкогольная, а в действительности отдыхающие будут пить.
Но почему послабления — негласные, если на территории плавательного комплекса вполне гласно работает бар, и там можно купить пиво. Ради интереса я даже позвонила в отдел организации вечеринок с вопросом: можно ли организовать корпоратив и как обстоит дело с алкоголем? Милая девушка подтвердила, что все напитки продаются в самом аквапарке. А купаться можно, только осторожно.
Вот так и получается: пить спиртное вроде как можно, но купаться в пьяном виде нельзя. А следить за тем, чтобы пьяные отдыхающие не лезли в воду, должны инструкторы... Так не легче ли просто взять и запретить продавать спиртное на территории аквапарков? Все-таки жизнь людей стоит дороже, чем билетик на два часа развлечений.
Кстати, еще пару слов об экстремальных горках. Как оказалось, кататься на них не так уж безопасно, даже четко соблюдая правила. На той самой красной под названием «Цунами» инструктора на старте толкают резиновые круги с катающимися о бортик. Зачем? По словам одной из сотрудниц Наталии, чтобы падала скорость. Потому что бывали случаи, когда люди разгонялись так сильно, что чуть не вылетали за пределы самой горки.
...Но ведь «чуть-чуть» — не считается? Тем более что есть нормативы, по которым все эти аттракционы проектируются и строятся. И кто-то их обязательно проверяет на безопасность. А значит, такие «вылеты» недопустимы в принципе. Или я ошибаюсь?
Инструкторов заставят учиться
В столичном регионе сегодня работают четыре аквапарка. После февральской трагедии, по словам работников, поток отдыхающих значительно уменьшился.
— В нашем аквапарке практически нет экстрима. Он изначально создавался как семейный, — рассказывает управляющий другим аквапарком на территории Москвы Александр Савенко. — Однако мы также проводим со спасателями постоянные тренинги.
По словам Савенко, в его аквапарке работают в основном спортсмены — кандидаты в мастера спорта по плаванию, а также бывшие сотрудники МЧС. Два раза в год инструкторы проходят обучение совместно с организацией Красный Крест.
Между тем специалист уверен, что вводить обязательную сертификацию кандидатов на должности инструкторов сегодня необходимо. Повышать уровень подготовки работников аквапарков считает нужным и специалист Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России Сергей Кашалба. На недавнем заседании «круглого стола» «Аквапарки — территория безопасности» в Общественной палате РФ он предложил ввести обязательное обучение инструкторов. По его словам, девушки и юноши, которые следят за купающимися в аквапарках, должны в обязательном порядке проходить двухнедельные или месячные курсы по спасению утопающих на базе методических центров ГУ МЧС по регионам. Причем Кашалба пообещал, что курсы будут бесплатными.
Кроме того, собравшиеся эксперты предложили ввести единую систему подготовки и набора персонала в аквапарки. Сейчас таких единых правил нет.
Кстати, с 1 января 2013 года был принят новый ГОСТ, регламентирующий требования к эксплуатации водных аттракционов. По словам директора российской Ассоциации аквапарков Игоря Волковинского, в новых стандартах прописано, что дети до 8 лет могут посещать водные аттракционы только под присмотром взрослого. При этом аквапарки вправе увеличивать это возрастное ограничение. Некоторые парки, чтобы перестраховаться, так и делают — поднимают планку до 18 лет. В новых стандартах говорится и о навыках инструкторов. В частности, аквапарки должны иметь специалистов, обученных работать с маленькими детьми.
— Поскольку аквапарки сегодня организуют работу и набирают инструкторов по своему усмотрению, сложно говорить о качестве обслуживания каждого, — говорит Игорь Волковинский. — Самыми надежными в России считаются всего два аквапарка — в Геленджике и в Екатеринбурге.
Вывод из нашего исследования напрашивается сам собой. Аквапарки — зона повышенной опасности, где каждую секунду нужно быть начеку. Поэтому полностью полагаться на инструкторов — штука рискованная. Возможностей получить травму так много, что предусмотреть все просто нереально. Как показал наш эксперимент, шуточная фраза про то, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», вовсе не так далека от реальности. Увы, в самих аквапарках к безопасности граждан относятся спустя рукава. И статистика несчастных случаев подтверждает это.
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
Происшествия в российских аквапарках (2012—2013 гг.)
16 февраля 2012 г. — 5-летняя девочка погибла в аквапарке в Магнитогорске, съезжая с водной горки.
23 февраля 2012 г. — 5-летний Костя Шведов утонул в аквапарке спортивного комплекса «Юна Лайф» в Мытищинском районе Подмосковья.
8 февраля 2013 г. — в «Ква-ква-парке» в Мытищах (Ярославское шоссе) утонул 9-летний житель Одинцова Тимерлан Акамбаев.
14 марта 2013 г. — в Санкт-Петербурге во взрослом бассейне «Питерлэнда» захлебнулся 3-летний ребенок из Йемена, отдыхавший там с семьей. Мальчик выжил, но был госпитализирован в крайне тяжелом состоянии.