Почему же суд вынес такое решение? Напомним, как развивались события в тот день. 25 мая прошлого года Лоткова с двумя подругами спустилась на станцию метро "Цветной бульвар", где стала ждать своих друзей. Те в это время спускались на эскалаторе, где к ним и пристала пьяная компания. Завязалась драка. Защищая друзей Александра открыла огонь из травматического пистолета (приобретенного, заметим, абсолютно легально). Один из нападавших Иван Белоусов получил тяжелое ранение, пуля попала в легкое. Его товарищ — Ибрагим Курбанов отделался легким ранением, третий зачинщик драки Иван Ермошкин не пострадал.
На следующий день Саша узнала из новостей, что Белоусов в тяжелом состоянии попал в больницу. Она позвонила своему другу и вместе с ним, купив в подарок торт, отправилась в Склиф, где в это время лежал пострадавший Белоусов.
"Мне было горько видеть его, он был весь в трубках, с маской на лице.- вспоминала тот день Александра, - я поздоровалась, сказала, что это я стреляла. Он тоже извинился, сказал, что был сильно пьян и почти ничего не помнит. Расстались почти друзьями. А через несколько часов он написал на меня заявление".
Процесс был тяжелым. Несмотря на то, что Саша оборонялась, ее действия квалифицировали как "умышленное причинение тяжкого вреда здоровью". Прокурор и судья в ходе процесса также были настроены довольно воинственно. Тем не менее все, кто следил за процессом, надеялись на мягкий приговор. У Тверского суда с утра собралась толпа - однокурсники Саши, ее друзья из волонтерской группы, интернет-блоггеры и просто сочувствующие.
- Я не знаю Сашу и ее родителей, но я пришел сюда, как гражданин, как отец, у которого есть ребенок, как человек желающий суда по справедливости, - рассказал «МК» один из интернет-активистов по имени Евгений.
Совсем по-другому была настроена мать пострадавшего Нина Ивановна Белоусова.
- Если сегодня эту гадину отпустят, я буду писать во все инстанции, я ее все равно засажу! - кричала женщина. - Все говорят, что она чуть ли не святая, а я думаю, надо посмотреть, кто она на самом деле, чем она занималась, зачем ей оружие и патроны. Она убийца и хотела моего сына убить, у него до сих пор пуля в легком, ее нельзя вынуть, поскольку там рядом сосуды. Я думаю, она состоит не только в волонтерских организациях, но и в других, где учат убивать!
Возникшую перепалку пресекли судебные приставы. Оглашение приговора длилось около получаса, судья Криворучко (занесен в печально известный "список Магнитского") отказался учесть показания почти всех свидетелей со стороны Александры Лотковой, поскольку они, по его словам, заинтересованы в том, чтобы оправдать ее.
- Жизни и здоровью подсудимой в момент, когда она открыла огонь ничего не угрожало,- читал судья приговор, - подсудимая может исправиться лишь в исправительном учреждении,... приговорить к трем годам лишения свободы в колонии общего режима, арестовать в зале суда - последние слова судьи потонули в рыданиях Сашиной подруги. Сама же Александра, сохраняя самообладание с улыбкой ободряюще обняла отца.
- Как же так. Не ожидал, даже вещей ей не взял. Ни носочков не покушать, - сокрушался подавленный Борис Лотков. - Два года сидеть моей дочери за то, что защитила своих друзей! (год Лотковой засчитали как проведенный под домашним арестом).
- Это решение было принято с нарушением всех процессуальных и моральных норм, - высказал свое мнение «МК» адвокат Алексей Паршин. - Самое странное, что судья счел умышленными действия Саши поскольку из трех выстрелов, произведенных ей три пули достигли цели. Она виновна, поскольку метко стреляла с трех метров! Ощущение, что она специально взяла в этот день пистолет, чтобы встертить Курбанова с Белоусовым и перестрелять их. С нее вычитают средства за моральный вред потерпевшим, и 400 тысяч рублей, которые потерпевшие потратили на своих юристов. И как насчет морального вреда ее друзей, которых били? Никогда раньше Александра, которой всего 20 лет, не привлекалась к уголовной ответственности, она из хорошей семьи военных, у нее сотня прекрасных характеристик от людей, которые ее знают. Но тем не менее суд полностью удовлетворил требования гособвинения.
Сама Лоткова в интервью "МК" в декабре 2012 года сказала: «Все беды в нашей стране происходят от равнодушия и от желания спасти свою шкуру. Мы думаем о том, как нам сохранить свой покой и комфорт, и нам плевать, если кому-то рядом грозит беда. Я считаю, так жить неправильно, и не могла поступить иначе». Саша была права на все сто. Увы, это самое равнодушие ее в итоге и победило. Равнодушие чиновников в погонах, которые, цепляясь за закон, как утопающий за соломинку, зачастую даже не пытаются разобраться в ситуации, а штампуют обвинительные приговоры.