Об общих контурах этой кампании журналистам рассказали в понедельник на пресс-конференции на тему "Алкогольная угроза: что и из чего мы пьем?" В качестве главного участника был заявлен "духовник Путина", архимандрит Тихон (Шевкунов), но он не пришел...
"Государство должно поставить социальный заказ на трезвое поведение! - провозгласил Эксперт Синодального отдела РПЦ по делам молодежи иеромонах Димитрий (Першин). - Нужна реклама трезвости, вдохновление, что трезвость - это круто, это успех в работе, в семейной жизни". Как рекламировать трезвость? Так личным примером! Например, Путин недавно сказал, что его вопрос о допустимом для водителя промилле не интересует, потому что он "завязал". Вот пример, на который стоит равняться! А вот название водки "Путинка", наоборот, подрывает антиалкогольную составляющую имиджа президента, и над этим участники дискуссии предлагают подумать.... самому Путину - как будто это его собственный бренд.
А для страны в целом пример для подражания - скандинавские страны. "Когда там народ стал побогаче, возникли такие же проблемы с алкоголем, с демографией, но это удалось преодолеть", - рассказал член рабочей группы по демографической и семейной политике Открытого правительства Алексей Ульянов. В северных европейских странах алкоголизм задушили высокими акцизами и жесткими ограничениями на отпуск спиртного населению. Вплоть до того, что горячительные напитки можно было купить по жесткой норме - не больше определенного количества литров в одни руки ежемесячно. Почти по талонам! Но таких мер почему-то никто не предлагает - наверное, потому, что цена на акцизы повышается совсем не из заботы о населении, а для наполнении пустеющего бюджета.
Правда, есть большое подозрение, что наш талантливый народ при чрезмерном повышении цен на водку перейдет на самообеспечение первачом, но участники пресс-конференции с этим не согласны. "В России нет проблемы самогоноварения!" - провозгласили они.
Не убеждает их и опыт другой антиалкогольной кампании - горбачевской. Точнее, убеждает в обратном. По словам Михаила Ульянова, тогда за два года "сухого закона" в СССР на 1,2 млн человек снизилась смертность, а продолжительность жизни мужчин возросла на пять лет. И это - положительный эффект борьбы с пьянством по-горбачевски. Ульянов вообще любит ссылаться на подобную статистику: скажем, он упомянул о том, как в 2006 году в технический спирт стали вводить добавки, делающие его непригодным к употреблению. Казалось бы, неужели такая мелочь способна остановить целевую аудиторию технического спирта? И все же смертность, по словам Ульянова, снизилась на 200 тысяч человек в год. Интересно в рамках этой логики: если в каждую бутылку водки пургену подмешать, россияне бросят пить?
Но все-таки участники дискуссии больше обсуждали не такие практические моменты, а "позитивное представление о человеке", "умение радоваться жизни", "семейные ценности". Журналистам рассказали о "Братстве православных следопытов" - детской скаутской организации, которая призвана отвлечь молодое поколение от зеленого змия. Получалось, что достаточно организовать "хороший" пиар - и народ отвернется от рюмки и начнет интересоваться "культурой". Конечно, не обошлось без ритуальных восхвалений в адрес советской системы, когда "были моральные ценности", людей воспитывали "на хороших фильмах Ролана Быкова". Правда, нашли пятна и солнце советской пропаганды: знаменитое "Русские после первой не закусывают" было сочтено чуть ли не скрытой рекламой пьянства. Но в остальном-то соцреализм учил "хорошему", вот давайте и мы сделаем то же самое!
Увы - не получится. Одним пиаром сыт не будешь. Каждый алкоголик старше 50 лет воспитывался на "хорошей культуре соцреализма", все спившиеся в 90-е выросли на ней, и никого этот "хороший пиар" не спас. Алкоголизм для России - не изолированная проблема, а следствие общей социально-экономической обстановки в стране. Смешно предлагать "хороший пиар трезвости" молодому человеку не имеющему ни жилья, ни работы, ни зарплаты, ни надежды когда-либо выбиться в люди, ибо социальные лифты в стране парализованы. Чтобы людей привлекала трезвая жизнь, в ней должны быть хоть какие-то перспективы. Если же их нет, то ничего не дадут предлагаемые Синодальным отделом РПЦ меры - запрет "Отвертки", отказ от разлива пива в двухлитровые пластиковые бутылки, сокращение пунктов продажи алкоголя и времени, когда торговля им разрешена. Повышением акцизов не остановить нацию, которая во время "сухого закона" была готова пить денатурат и зеленку. Видимо, это понимают, потому что предлагается заодно устранить акцизные льготы для спиртосодержащей продукции лекарственного и парфюмерного назначения. Но ведь остается еще клей "Момент". Проблема не в том, что россияне наливают водку в стакан, проблема в том, что для большинства населения страны альтернативный жизненный сценарий вообще отсутствует. И еще известно, будет ли радо правительство, если находящаяся в таком состоянии страна внезапно вся разом протрезвеет.