36% поклонников генералиссимуса — эта армия по численности превышает все остальные группы. И те, кому мёртвый генсек безразличен, и те, кто его ненавидит, - остались в меньшинстве. Всего два года назад безразличных было всё-таки больше, но теперь тренд поменялся...
Опрос, приуроченный к 60-летию со дня смерти Сталина, был проведён ВЦИОМом 16-17 февраля. Результаты, которые социологи обнародуют сегодня, впечатлили бы самого покойника, который вряд ли мог рассчитывать на то, что народная любовь к нему будет столь продолжительной. «С уважением» относятся к Сталину 27% респондентов, «с восхищением» 3%, а ещё 6% определили своё отношение к самому кровавому правителю в истории нашей страны как «симпатию». Итого — 36% голосующих «за» Сталина. И нельзя ручаться за то, что это число не подросло после того, как в минувшие выходные НТВ порадовало свою аудиторию фильмом-апологией «С нами Сталин».
«С неприязнью, раздражением» - так весьма сдержано выразили свои эмоции к «Отцу народов» 14% опрошенных. 5% признались социологам в «страхе» перед Сталиным, и всего 6% сказали об «отвращении и ненависти». Итого 25% «против» - включая мягкую «неприязнь». Ещё 30% относятся к бывшему тирану «безразлично». Затруднились с ответом 8% респондентов.
Два года назад, в начале 2011 года, данные в аналогичном опросе ВЦИОМа не сильно отличались от свежих, зато пропорция была другая. Тогда большей части аудитории (34%) Сталин был безразличен, в любви и симпатии в нему в разных выражениях изъяснялись 32%, а о неприязни и ненависти говорили 22%. Можно было бы сказать, что общество в очередной раз поляризуется по отношению к генералиссимусу. Вот только самой большой группой теперь стали не безразличные, а сталинские фанаты.
Ещё один показатель: 45% респондентов ВЦИОМ убеждены, что Сталин сделал для страны «примерно поровну хорошего и плохого». Отрицательно оценивают его роль в истории страны 24%, и почти столько же (23%) - положительно. А в 2007 году за безликое «поровну» голосовали 37%. Об отрицательной роли Сталина в развитии России говорили 33%, и лишь 15% считали, что он «сделал больше хорошего». Налицо смена тренда.
Коммунисты могут записать эти цифры себе в актив — и ошибутся. «Красных» среди поклонников Сталина не так уж много, уверен гендиректор ВЦИОМ Валерий Фёдоров.
- Только для старшего поколения Сталин — символ того, что мы имели и потеряли: порядок, чёткость, ясность и справедливость, - сказал социолог «МК».
Термин «старшее поколение» нуждается в пояснениях. Путём простого подсчёта легко удостовериться, что людям, заставшим сталинскую эпоху, сейчас уже как минимум около 90 лет.
Большинство же респондентов из выделяемой социологами группы «60 и старше» видели «Отца народов» в лучшем случае в младшем детсадовском возрасте во время парада на Красной площади, сидя на плечах у отца. Для них Сталин — такая же легенда, как и для молодых. Образ генералиссимуса ассоциируется у них с социальными благами 70-х годов, хотя одно другому отнюдь не соответствует. Такие люди бывают крайне удивлены, узнав, что при Сталине был всего один выходной в неделю, за обучение в старших классах и вузах взымалась плата, а отпуск по ухожу за ребёнком — хотя бы до года и неоплачиваемый — появился только при Брежневе.
Данные ВЦИОМ наверняка послужат основанием для радости иных патриотически настроенных чиновников. Уж как они старались к этому юбилею — даже Сталинграду почти вернули «историческое» название! Зря радуются: любовь к Сталину — это оборотная сторона нелюбви к власти, объяснил «МК» замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин.
«У нас есть либералы, для которых Сталин в принципе массовый убийца, есть безразличные — в основном это сторонники власти, но индифферентно относящиеся к политике, - говорит аналитик. - И есть люди, частично вписавшиеся в консервативную волну, для которых Сталин — символ некоррумпированной, эффективной, хотя и жестокой власти. Так в 70-е годы водители вешали на стекло портрет Сталина — это был протест против коррумпированной брежневской системы».
По мнению Макаркина, сейчас эта группа под лозунгом «Сталина на них нет» в своих симпатиях качнулась на сторону власти — «против кощунниц и гей-пропаганды». Но для Кремля это не такая уж безобидная тенденция — народные ожидания по части жестокой борьбы с коррупцией надо оправдывать. О некоторых свойствах этой группы населения можно судить по тем же опросам ВЦИОМа. Свежие таблицы с подробным анализом данных ещё не готовы, но в 2011 году больше 50% «за» Сталина было среди людей с начальным и неполным средним образованием.
«Сталин стал новой вершиной в маргинальном пантеоне, наравне с Че Геварой, - считает Фёдоров. - Почитать его — значит форсить, бравировать, партизанить. К реальной исторической фигуре это не имеет отношения».
Интересно, понимает ли это власть, когда откровенно заигрывает с такими вот маргинальными сталинистами? То улицу предложат назвать Сталинградской, то кино положительное снимут про «Отца народов»... Не так уж это и безопасно, считает директор Института международной политической экспертизы Евгений Минченко.
- Пока продвигается Сталин-лайт, но конечно, для российской политической культуры это очень высокий риск, - сказал эксперт «МК». - Когда в госпропаганде соотношение «хорошего и плохого» в сталинизме оценивается практически как 80% на 20%, то это даёт возможность возвращения принципов сталинской практики, в частности внесудебных расправ.
И не факт, что тогда это коснётся только «проворовавшихся чиновников».