Но по версии адвоката Барри Ру, события выглядели совершенно иначе. Писториус проснулся рано утром от шорохов в ванной комнате. Надел протезы, взял пистолет, подошел к двери ванной и, убедившись, что там кто-то есть, выстрелил 4 раза в предполагаемого грабителя.
“Откуда мог взяться грабитель в охраняемом комплексе?” - возмутился прокурор.
“Ваша честь, вы хотите сказать, что у нас в охраняемые комплексы не проникают грабители? - отпарировал защитник, - я приведу вам сколько угодно примеров, когда охрана не помогала, когда мужья застреливали жен, а жены мужей, принимая их по ошибке за ворвавшихся в дом бандитов”.
Прокурор ничего не ответил. Он ведь прекрасно знает ситуацию в стране, знает, что при необходимости, защита действительно приведет множество подобных примеров.
Криминал – одна из самых больших проблем современной Южной Африки. Угон автомобилей, воровство, грабежи стали повседневной реальностью. Власти предпринимают немалые усилия для улучшения ситуации, положительные сдвиги есть, но она по-прежнему остается очень тревожной. Достаточно сказать, что в стране ежедневно совершается в среднем около 50 убийств.
Может быть поэтому законы ЮАР дают гражданам возможность покупать и хранить при себе оружие на случай самозащиты. Домовладельцы, например, имеют право открывать огонь на поражение по незнакомцам, проникающим на территорию их жилища.
Когда в 90-е годы я оказался в журналистской командировке в ЮАР, то более всего был поражен теми “крепостными сооружениями”, за которыми скрывались дома горожан среднего класса.
Помню, как вполне мирный профессор социологии с гордостью показывал “линии обороны” своего жилища. Средних размеров дом был окружен двухметровой каменной стеной, над которой бежала колючая проволока, с пропущенным через нее электрическим током. Двор и сад “контролировали” два огромных ротвеллера, а окна и дверные проемы дома были прикрыты металлическими решетками, толстые прутья которых, по выражению социолога, “не раздвинуть даже автомобильным домкратом”. Еще одна толстая решетчатая дверь внутри дома загораживала вход на второй этаж, где располагались спальни. Кроме того, во всех помещениях и на внешней стене мигали красные глазки сигнализации, связанных со службой безопасности, которая появляется почти мгновенно.
Вопрос, от кого такие серьезные меры защиты, хозяина искренне удивил. “Как от кого? От грабителей”, - пожал плечами профессор, весь вечер толковавший мне о гармонии между людьми разных рас в стране. В довершение ко всему он показал пистолет, который на случай вторжения держал всегда под подушкой.
“Неужели вы выстрелите в человека, который заберется к вам в дом?” - спросил я профессора.
“Да, как только увижу, - незадумываясь ответил он, - иначе он выстрелит в меня первым. Или пырнет ножом. Я отвечаю за членов своей семьи и не могу рисковать”.
Начальник криминального отдела полиции Йоханнесбурга рассказывал мне, что у многих преступников, с которыми ему приходилось иметь дело, начисто отсутствовал в сознании порог, через который человек должен перешагнуть, чтобы убить себе подобного. По его словам, люди, не получившие образования в школе и воспитания в семье, подчас могут совершить убийство не потому, что боятся за свою жизнь, а просто так. “Я знаю немало случаев, - объяснял он, - когда обчистив дом, грабители уходя убивали связанных по рукам и ногам хозяев, которые сами отдали им деньги и драгоценности. Никакой опасности они при этом не представляли”.
Хотя доводы прокурора выглядят вполне убедительно, сегодня в ЮАР многие верят в версию с грабителем. У здания магистратского суда в Претории возник целый палаточный городок, обитатели которого требуют отпустить Писториуса под залог, потому что не верят в преднамеренный характер этого убийства. С ними согласны и многие комментаторы местных газет.
По словам директора школы, в которой 10 лет учился Писториус, мальчик он был азартный, заводной, но насилие было ему чуждо. “В азарте он мог кого-то крепко задеть, но стрелять в беззащитную женщину – никогда не поверю”, сказал он корреспонденту телевидения ЮАР.
Йоханнесбургский журналист Хаген Энглер, хорошо знавший и самого Оскара, и его убитую подругу Риву Стенкамп, считает, что всему виной роковая случайность. “Это типично южноафриканская ошибка, - сказал он мне по телефону, - у нас тут такая паранойя по поводу всякого рода преступников, что люди хватаются за оружие почти автоматически. За последние годы было уже немало подобных ошибок. Услышав спросонок подозрительный шорох, Оскар вполне мог инстинктивно выхватить пистолет”.
Между тем, предварительно решив вопрос о том, что Писториуса будут судить за преднамеренное убийство, судья пока не определился с тем, можно ли выпустить его под залог или надо оставить в заключении до основного процесса, который, состоится не раньше середины года. Наблюдатели в ЮАР полагают, что заседания на эту тему могут затянуться до конца недели.
Зураб НАЛБАНДЯН, собкор “МК” в Лондоне.