В квартирах собирались целыми семьями. Мужики, как говорят местные, «присели на стакан». Момента, когда приблизится «старший брат», ждали как апокалипсиса.
Как жители Челябинска восстанавливают город после «инопланетного вторжения» и какую «народную тропу» успели проложить к месту падения осколка болида — узнал наш специальный корреспондент.
«Уши были заложены часов пять»
— Кто, может, со страху и пил, а я не переставала читать молитвы, — признается Екатерина Демина, жительница улицы Доватора. — Что мы пережили утром 15 февраля — словами не передать. Будто кто-то разом включил десятки прожекторов, а потом рвануло так, что в квартире выбило раму, повалился шкаф с книгами, из серванта посыпалась посуда. Благо я лежала на диване, а кота взрывной волной просто швырнуло на стену. Второй день Барсика без конца тошнит. А у меня, как и у пожилой соседки, скачет давление. Шутка ли, после этого «пришельца» у меня уши были заложены еще часов пять.
Многие окна в Челябинске сейчас забиты фанерой, затянуты одеялами и пленкой. В строительных и хозяйственных магазинах — аврал. Народ тащит на санках куски ДСП, рулонами скупает полиэтилен, что летом идет на парники. Кстати, цена на пленку не изменилась, осталась прежней — 35 рублей за погонный метр.
У тех, кто в отъезде, окна зияют пустыми глазницами. Как знак беды, на ветру бьются о стену занавески.
— Я был на даче в деревне Харлуши, что в сорока километрах от Челябинска. Там зимой живет только один дед. Вдруг утром началось светопреставление, как в фантастическом кино, пронесся огненный шар, минуты через три раздались взрывы прямо над головой, небо все в зареве, у меня из топящейся печи выбросило пламя с золой и дровами, — делится Валерий Степанов. — Смотрю, дед бежит ко мне по снегу в одних носках. Страх гнал старика, до этого он и с костылями еле ходил. Вбегает в одной рубахе, в руках икона, кричит «война!»… Схватились за сотовые телефоны — связь отрублена. Приехал в город — в квартире балкон нараспашку. Я как раз летом пластиковые окна поставил. Это и спасло. А шлейф черно-красного дыма стоял над городом еще несколько часов.
На здании центра торговли «Молния» оказалась вогнутой внутрь стена высотой метров в тридцать, металлические облицовочные панели пошли волнами. На Челябинском сортировочном центре ударная волна от взорвавшегося болида вынесла все витражные стекла вместе с оконными рамами. С торца Дворца спорта отлетел целый блок плиты с утеплителем. Рядом стоящее здание с щегольским наклонным стеклянным перекрытием — теперь готовая декорация для фильмов о войне.
«У многих детей была истерика»
Самые востребованные сейчас товары в Челябинске — гвозди и рейки, что держат стекла в рамах.
— Чтобы не разморозить систему отопления, нам пришлось снимать с окон вторые рамы и ставить их на место выбитых окон. А всего у нас вылетело с треском 25 рам, — говорит завуч школы №15 Наталья Синицына. — Из учеников нашего корпуса никто не пострадал. Дважды в год у нас проводится учеба гражданской обороны. Поэтому, когда затрещали рамы и полетели стекла, все дети моментально поднялись, закрыли нос и рот носовыми платками и побежали пригнувшись. Эвакуация была отработана отлично. Не прошло и трех минут, как все 450 учеников были уже на улице. Учителя потом выносили ребятам одежду, а повара поили горячим чаем.
Наталья Синицына уверена: если бы метеорит пролетел на 10 минут раньше, когда была перемена, жертв было бы не избежать.
— Волна шла со стороны коридора, на переменке там полно ребят, — говорит Наталья Геннадьевна. — По мобильным телефонам дозвониться было невозможно, многие детки плакали, переживая за своих родителей.
За день и часть ночи силами учителей и родителей все битые стекла были убраны, а окна закрыты рамами или забиты фанерой.
— Было очень страшно! — вторит директор школы №113 Светлана Третьякова. — Все произошло стремительно. Сначала нас ослепила вспышка, потом последовательно прозвучали три взрыва. В одном классе осколками от разбившейся форточки мальчику порезало шею. Один класс весь засыпало стеклами. К счастью, в этот день у нашего математика Татьяны Петровны был методический день, кабинет пустовал. Теперь, как при бомбежке во время войны, латаем окна. Наш столяр, вставляя стекла, простыл на морозе. Сегодня продолжает работать с высокой температурой. Нам отступать некуда, за нами дети, учебный план.
В основном здании школы №15 на улице Ширшова ударной волной выбило 28 рам.
— Наш учитель труда Роман Воробьев с учителем физкультуры сутки не выходили из школы, — говорит завуч Светлана Палагрина. — Вылетели, разлетевшись на щепки и осколки, старые деревянные рамы. А из трех имеющихся у нас пластиковых окон треснуло только одно. На уровне третьего этажа волна шла такой силы, что выбила сначала в классах окна, входные двери, а вырвавшись в коридор, вынесла еще и дверь в рекреацию.
Во всей школе неведомая сила, по словам завуча, выбила из окон все ручки-защелки.
— У нас пострадало восемь учеников. Все они были посечены осколками стекол. Школьная медсестра была на больничном, промывали раны перекисью водорода ученикам мы сами. У одной девочки из 10-го «А» класса стеклом разрезало предплечье и руку. У мальчика из 5-го «В» были сильно порезаны руки. Обоим пришлось накладывать швы. У еще одной учащейся осколок стекла рассек лоб, открылось обильное кровотечение, но нам удалось его быстро остановить.
На преподавателя математики свалилась огромная фрамуга, сейчас 35-летняя женщина лежит в больнице с сотрясением мозга.
— У многих детей была истерика, одна девочка вообще отказывалась выходить из школы на улицу. Были и те, кто впал в ступор, у них наблюдалась апатия. Со всеми этими учениками работали два наших психолога. Еще один наш социальный педагог повезла детей в травмпункт. Сразу после взрыва были открыты на прием пострадавших все городские больницы. Знаю, что перевязки делали и в лор-отделении, и в глазном.
— У нас у самих медперсонал пострадал, — говорит дежурный врач поликлиники при областной больнице №2 Дарья Мучкина. — Например, ведущему нашему хирургу посекло-порезало осколками руки по самые локти.
«От грохота проснулись медведи в берлоге»
В Челябинск из соседних — Свердловской и Тюменской областей — прибывают бригады стекольщиков. Местный стекольный завод переведен на круглосуточный режим работы.
— Работаем, как во время войны, выпускаем по 10 тысяч квадратных метров стекол в сутки, — говорит директор завода Михаил Дедович. — Отработали уже 18 заявок от учебных заведений и детских садов. Первичное перекрытие окон там делали сами учителя, теперь выезжают профессионалы, оценивают, какая требуется конструкция. Там полно школ еще с довоенных времен, с нестандартными оконными проемами. Только по учреждениям образования мы изготовили 21 тысячу различных конструкций оконных рам.
Власти призывают волонтеров, имеющих соответствующие навыки, помочь в замере оконных проемов и врезке стекол.
— У нас в квартире всю силу ударной волны приняла на себя лоджия, все стекла на ней разнесло вдребезги. Но нам уже сказали, что город оплатит только остекление контурного тепла, то есть квартирных окон, — сетует жительница улицы Хохрякова Тамара Исаева.
А аномалии в Челябинске продолжаются. Второй день после «инопланетного вторжения» солнце в городе слепит так, что многие горожане вынуждены были вытащить темные очки.
— Солнце после этого болида на самом деле какое–то аномально яркое, — соглашается челябинец Федор Спиридонов. — До обеда провозился во дворе с крольчатником, теперь и лицо, и кисти рук прямо печет. Так бывает, когда катаешься на горных лыжах в высокогорье.
Еще недавно запорошенные снегом деревья и крыши домов теперь стоят голые. Взорвавшийся болид разом стряхнул с домов не только снег, но и наросшие за зимние месяцы сосульки.
Жители города отмечают недомогание своих домашних питомцев. В Челябинском зоопарке ветеринары предпочли и в воскресные дни остаться со своими подопечными.
Еще накануне метеоритной атаки специалисты заметили странности в поведении животных. В «домашнем» зоопарке козы беспокойно метались по загону, бараны, не переставая, блеяли в стойлах.
Яркая вспышка и жуткий грохот от болида 15 февраля заставили бедолаг и вовсе скакать на стены. Волки всю ночь оглашали диким воем окрестности. А бурые медведи, которые впали в спячку, выбрались из импровизированной берлоги. Зоологи в срочном порядке принялись готовить для топтыгиных корм.
«Опасаемся авантюристов-дайверов»
Озеро Чебаркуль, куда упал один из самых крупных осколков болида, стало уже местом паломничества.
Еще сутки назад выставленная на берегу охрана не пропускала на лед посторонних. Теперь к оплавленной 8–метровой проруби проложено с разных берегов несколько троп.
Водолазы, которые обследовали полынью, ничего не обнаружили.
— И неудивительно, — говорит местный житель Иван Шейкин. — Тут иловых отложений на дне добрых три метра. Этот осколок метеорита мог при падении в майну (образовавшуюся во льду дыру. — С.С.) разлететься на множество мелких частиц.
В один день жители крошечного городка Чебаркуль оказались в центре мировой сенсации.
— Я на почту шла, вдруг вижу: со стороны Миасса приближается оранжево-белый шар, идет гул по нарастающей, — рассказывает Людмила Калугина. — Ну, думаю, военные на полигоне ракету непроизвольно запустили. Но за пылающим шаром тянулся длинный горизонтальный черный след. Огненный клубок с шипением пролетел прямо над крышами наших домов и спикировал в озеро. В воздухе остался дымный след в виде двух восьмерок, потом и эти петельки растаяли.
Жители городка Чебаркуль верят, что приземлился метеорит на их земле не случайно.
— У нас место знаковое: на берегу озера Емельян Пугачев казнил и миловал людей, недавно здесь же откопали и начали реставрировать древнейшее городище, — говорит Иван Шейкин. — А еще мы всем миром недавно поставили на горе вскладчину храм Преображения Господня.
От берега до места падения осколка метеорита — добрых два километра. Уже нашлись предприимчивые граждане, которые за пару сотен рублей отвозят любопытствующих на снегоходах к самой проруби.
Правда, само место падения по–прежнему окружено красной лентой. У ограждения стоит охрана. Пополоскать руки в воде, куда юркнуло инопланетное тело, не удастся.
— И правильно, — соглашается Иван Петрович. — Иначе сейчас бы здесь уже ныряли десятка три дайверов со всей России.
Местные жители опасаются, что теперь их уютное уединенное озеро привлечет всякого рода авантюристов — охотников за метеоритами.
Жители Чебаркуля брали из озера питьевую воду.
— Как упал болид, пошли разговоры о радиации, в магазинах разом скупили всю минералку, — говорит Валентина Шейкина.
В Челябинске мне то и дело доводилось слышать опасения местных жителей, что взорвавшийся над городом метеорит мог занести на землю чуждые человеческому организму микробы и бактерии. Уже, мол, видели в районе улиц Танкистов и Кулибина на снегу выпавший налет некоего серого вещества.
Но и сами же местные стараются остудить горячие головы, показывая на трубы электрометаллургического, трубопрокатного, тракторного, лакокрасочного, цинкового заводов, которые ежедневно «выдыхают» различные серо-желто-зеленые дымы. Так что метеорит здесь совсем ни при чем.
Анекдот дня
Как передают из Челябинска, особенно пострадали от метеоритов витрины магазинов с бытовой техникой и сотовыми телефонами.