Русские деятели культуры во Франции, французы в большевистской России, – экспозиция хронологически охватывает период с 1917 по 1980-е г. г.
Письма, официальные обращения, секретные донесения, правительственные указы и постановления, иммигрантские и диссидентские издания... – Многообразие экспонатов объединено неким «идеологическим нервом».
«...На всей ее огромной территории Россия разыгрывала спектакли разрушения умов и физических потрясений... Такой беспорядок вещей можно было бы предотвратить, если бы в самом начале вожди Революции пожертвовали своими теоретическими иллюзиями ради поддержки порядка и власти... Сорвавшаяся с цепи чернь поддерживалась в ее ненависти к другим слоям населения... прессой, в первом ряду которой отличались «Известия», «Правда» и «Новая жизнь»...» – Это цитата из книги «Мое посольство в России 1917-1919», которую написал французский посол, работавший в России с 1917 г., организатор белогвардейских заговоров Джозеф Нуланс.
В витринах выставлены документы, относящиеся к пребыванию наших известных деятелей искусств во Франции в иммиграции. – Автографы З. Гиппиус, В. Набокова, И. Шмелёва, М. Цветаевой, афиша благотворительного бала в Париже, оформленная в 1923 г. замечательными художниками М. Ларионовым и Н. Гончаровой... Любимый многими поэт К. Бальмонт, вынужденный уехать из страны в 1920-м, через четыре года жизни на чужбине оказался в отчаянном финансовом положении. В письме к председателю Союза русских писателей и журналистов он просит его помочь получить хотя бы небольшую ссуду: «У меня сломалась пишущая машина, и чтобы получить ее исправленной, я должен уплатить 100 франков. Писать же рукой, когда-то сломанной в локте, я могу не более двух страниц в день и то трудно...»
Привлекает внимание загранпаспорт, выданный Наркоматом иностранных дел РСФСР 2 сентября 1922 г. известному философу Н. Бердяеву. В нем проставлена французская виза и сделана надпись по-русски: «Бердяев Николай Александрович высылается из пределов РСФСР за границу».
Хорошо известное из истории событие на советско-французких «культурных фронтах» – открытие павильона Советского Союза на Всемирной парижской выставке 1937 г. Экспозиция СССР пользовалась большой популярностью у парижан – об этом написано во всех учебниках истории и справочниках. Но многие французы, оказывается, оставляли тогда записи в Книге отзывов посетителей Советского павильона. Эти записи практически сразу оказались в спецхране – и не зря. На нынешней выставке представлены некоторые из высказываний 80-летней давности, среди них – не только «за», но и «против»: «Замечательная выставка прекрасных достижений. Да здравствует русский народ!» «Много блефа, где доказательства? Что говорят те, которые вернулись оттуда?» «Зачем массовые расстрелы?.. Зачем массовая ссылка в Сибирь?..» «Кто хочет слишком много доказать, не докажет ничего. Весь Советский павильон это колоссальный обман.»
Приглашение известных французских писателей в Советскую Россию, чтобы продемонстрировать им достижения первого в мире государства рабочих и крестьян, стало на несколько десятилетий одним из «фирменных» внешнеполитических приемов советских властей. В разные годы в Москву приезжали Анри Барбюс, Жан-Поль Сартр, Луи Арагон... Летом 1935-го Белокаменную посетил Ромен Роллан. 28 июня состоялась встреча популярного литератора со Сталиным, а на следующий день опекавший француза председатель Всесоюзного общества культурных связей с заграницей А. Аросев отправил «вождю народов» донесение о впечатлениях зарубежного гостя от «высочайшей аудиенции»: «...Ромен Роллан очарован Вами лично. Он повторял несколько раз, что никогда в жизни себе Сталина таким не представлял... Он говорил, что сегодняшним свиданием он сделал главное дело в своей жизни...» На донесении в левом верхнем углу резолюция Иосифа Виссарионовича: «В мой архив. И. Ст.».
В одной из витрин демонстрируется подлинник «Синтаксиса», – первого в Москве андеграундного литературно-художественного журнала, который издавался, благодаря литератору-диссиденту А. Гинзбургу. Здесь же – несколько журнальных страниц со стихами Булата Окуджавы, на первой из которых сделана служебная пометка: «Изъято при обыске. 11 июля 1960» Рядом помещено коллективное письмо советских деятелей искусств на имя руководителей страны с просьбой о пересмотре уголовного дела в отношении А. Гинзбурга (среди подписавших письмо Ф. Искандер, А. Войнович, В. Каверин.., а в примечании указано, что копия этого письма отправлена в редакции четырех газет, среди которых и «Московский комсомолец»).
Среди экспонатов также приговор суда по уголовному делу писателей-диссидентов А. Синявского и Ю. Даниэля, вынесенный 14 февраля 1966 г. На фоне суровых строчек о назначении наказания в виде 7 и 5 лет исправительно-трудовой колонии строгого режима каким-то инородним включением выглядит абзац, посвященный «материально-технической составляющей дела»: суд постановил «изъятую у Синявского А. Д. пишущую машинку «Оптима» №136724 передать жене осужденного». «Французская составляющая» к этому красноречивому документу – коллективные обращения Луи Арагона и других известных французских писателей к руководителям СССР, к лауреату Нобелевской премии М. Шолохову с высказыванием своего возмущения явно политическим делом и требованием его пересмотра.
Можно увидеть в залах и некоторые документы, относящиеся к поворотным эпизодам жизни А. Солженицына. Сначала – «за здравие». Из стенограммы встречи Н. С. Хрущева и других руководителей КПСС и Советского Правительства с деятелями культуры и искусства 17 декабря 1962 г. «...Хрущев: Я как раз сегодня познакомился с этим автором, написавшим «Один день Ивана Денисовича», которого мне представил тов. Твардовский... Поднимитесь, пожалуйста. Вот видите? Новое поколение... Если читаешь «Один день Ивана Денисовича», то это произведение вас не угнетает, вас не убивает, не принижает... Чувствуется, что там человек, попавший в такие условия, чувствовал себя человеком и для человека трудился... Это большое мастерство и большая моральная сила автора...»
Прошло меньше 12 лет и уже документ совсем иного свойства, посвященный Солженицыну, появился в «верхах». На выставке впервые демонстрируется широкой публике подлинник Указа Президиума Верховного Совета СССР «О лишении гражданства СССР и выдворении за пределы СССР Солженицына А. И.»: «Учитывая, что Солженицын систематически совершает действия, не совместимые с принадлежностью к гражданству СССР, наносит своим враждебным поведением ущерб союзу ССР, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: ...лишить гражданства СССР и выдворить за пределы СССР Солженицына Александра Исаевича, 1918 года рождения, уроженца гор. Кисловодска.»
Как рассказали организаторы выставки, ее экспозиция отнюдь не всеобъемлюща. Литературные, философские и научные связи России и Франции выходят далеко за пределы представленных здесь тем, но цель этих «прогулок по архивам ХХ века» – посредством документального архивного наследия двух стран оживить в сознании людей память о нашей общей истории, о преемственности и постоянстве российско-французского духовного и интеллектуального диалога.
Выставка «Интеллектуалы Франции и России» будет открыта для посетителей в Выставочном зале федеральных архивов (Б. Пироговская, 17) с 9 по 3 марта 2013 г. ежедневно, кроме понедельников и вторников, с 12 до 18 час. Вход бесплатный.