— Все знают, что будет, если смешать бочку повидла с бочкой иной субстанции. Двух бочек даже очень плохого повидла не получится, — обозначил проблему учитель высшей категории, член межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Леонид Перлов.
Первые последствия слияния уже налицо, подчеркнул он:
— Для выпускников педвузов Москвы они наступили уже в текущем учебном году. Из-за начавшегося слияния школ в Москве стало практически невозможно трудоустроиться.
Однако основные последствия наступят потом, разъяснил он «МК». Ведь в образовании они всегда проявляются с временным лагом.
— Прежде всего, «сыграет» механизм выравнивания уровня школ для детей с разными способностями. Ведь подтянуть их до верхнего уровня не получится. Так что уравнивать будут по нижнему. Во-вторых, в связи с ростом педнагрузки часть учителей уйдет из школы. А готовить достойную замену они не станут: кому из опытных педагогов в возрасте придет охота готовить полного сил конкурента, готового, пока он молод, работать по 40 часов в неделю и таким образом выдавить своего учителя из школы?!
— При этом вдобавок исчезнут уникальные коллективы (например, в коррекционных школах), — дополнил картину, сорганизатор научно-образовательной колонны на маршах миллионов Григорий Колюцкий. — А чиновников все равно никто не заставит делать то, чего они не хотят. Вот, к примеру, президент Путин велел им увеличить научный фонд, а они создали особый фонд, и все финансы туда слили.
Самое же обидное, что в основу идеи укрупнять школы положена экономическая, а не педагогическая целесообразность. Между тем, в мире давно преобладает противоположная тенденция, — разъяснил замдиректора по науке лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи:
— Укрупнение школ — модель давно устаревшая. В США, например, уже 5 лет как занялись разукрупнением школ. Эффективными считаются учебные заведения, где учится не более 500 человек.
В Москве же подобная экономия выглядит попросту неприлично, суммировал муниципальный депутат района «Зюзино» Константин Янкаускас:
Реальные расходы на образование за 2012-2014 годы сократятся на 8%, а на здравоохранение — на 12%. И это при том, что общий бюджет города увеличится на 10%. Между тем, правительству Москвы принадлежат многие серьезные активы, рынки, торговые центры, даже бани. Это ли не резерв для финансирования образования и здравоохранения столицы? Весь мир не экономит на этих отраслях, а вкладывается в них. Всеобщее слияние надо срочно остановить!
Лемуткина Марина Алексеевна
Между тем на состоявшемся 23 января в "МК" круглом столе, посвященном проблемам девиантных подростков, руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина с тем, что слияние школ пагубно для образования, не согласен. Ему нравится сравнение школьной среды с рассолом для огурцов: мол, какой огурец в хороший рассол не попадет — маленький, большой, свежий, малосольный, - происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными — если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего, школьную), то они тоже станут достойными учениками.
- Мы должны быть очень осторожными с терминами, - отметил Исаак Калина. - Что такое «девиантный», «трудный подросток»? Я бы сказал, это дети, требующие заботы. Кстати, массовая школа учитывает очень узкий спектр характеристик детей. Приезжаешь в школу, там доска «Гордость школы» (теперь, правда, стали заменять на «Лучшие в учебе»). И там девочек где-то раз в шесть больше, чем мальчиков. Потому что стандартам массовой школы — по поведению, учебе — легче соответствовать девочкам... Считаю, главный результат образования — это качества человека, его отношение к себе и к людям. Социально неуспешными становятся дети, которым не удалось сформировать позитивное отношение к себе и к миру.
- Но при присоединении «слабых» школ к «сильным» целые классы могут чувствовать себя неуспешными...
- Если какой-либо учитель позволяет себе унижать детей из-за неуспеваемости, то есть классный руководитель, родительский комитет и теперь во всех школах появился равноприближенный ко всем участникам процесса Управляющий совет школы, куда ребенок или его родители могут обратиться. Проблема хорошо решается там, где она родилась.
Исаак Калина считает, что слияние школ и другие программы Департамента образования успешно влияют на детей. Ведь по статистике за два года количество детей, стоящих на внутришкольном (для неблагополучных детей) учете уменьшилось в 2,5 раза.
Плешакова Светлана Владиславовна