МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Крещение строгого режима

В праздник Богоявления убийцы «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» трижды окунулись в прорубь

Православные считают, что крещенская вода исцеляет любые недуги, а окунувшиеся в нее люди освобождаются от грехов.

Отмечали праздник Богоявления и за колючей проволокой. Какими бы ни были убивцами осужденные, и у них было Крещение, вырезанная по всем правилам иордань, крестный ход с хоругвями.

Как заключенные колонии строгого режима ИК №10, что в Тверской области, вспомнив дедовские обычаи, ныряли в ледяную воду — узнал спецкор «МК».

Из-за близости поселка Васильевский Мох, исправительная колония №10 известна в народе больше как «Васькин Мох». Лимит ее наполнения 1510 человек, отбывают наказание 1389. Есть, как говорится, свободные места.

Про постояльцев тверской «десятки» сказать «оступился» никак нельзя. «Первоходов», кто осужден впервые, несколько лет назад отсеяли в отдельные зоны. В исправительной колонии №10 обитают ныне сплошь воры-рецидивисты, убийцы и насильники со стажем. За плечами каждого — тяжкие и особо тяжкие преступления. Почти две трети сидят за убийство.

Начальник колонии, полковник внутренней службы Валерий Кожевников, сам человек глубоко верующий, чтобы подопечные за решеткой обрели внутреннюю опору, справил сначала на зоне звонницу. Деньги на колокола дал близкий друг кумира сидельцев Михаила Круга, известный в Твери певец Леонид Телешев. Добротную кирпичную церковь сооружали, уже напевая: «Разыгралась непогода, завывает вьюга, с нею нам еще полгода песни петь друг другу…». Храм освятили в 2010 году в честь воина, святого мученика Виктора. Зэки сами вырезали деревянный алтарь. На деньги меценатов православные иконописцы расписали алтарное помещение. Часть икон были подарены Тверской епархией, остальные иконы помог собрать настоятель храма Василия Великого близлежащего села Васильевского иерей Николай (Дикий), который к тому времени окормлял, насыщал духовной пищей верующих в колонии.

Приобщать осужденных к крещенским купаниям в колонии начали семь лет назад. Для начала зэки окунулись в специально сооруженную деревянную бадью с ледяной водой. А потом решили расчистить противопожарный пруд.

Выгребали толстый слой ила экскаватором, в результате вывезли из зоны несколько самосвалов придонных отложений. Пожарный водоем размерами 15 на 20 метров превратился в благоустроенный пруд, из которого стал бить фонтан. В очищенную воду запустили карасей, уток, гусей и лебедей, а зимой, на Крещение, — и зэков.

— Вот такую радость администрация колонии доставила осужденным, — говорит жена отца Николая, матушка Феодора.

Особо почетную миссию резать во льду иордань ныне доверили старосте православной общины колонии — Алексею Полякову, который отбывает срок за убийство и работает на зоне оператором котельной.

Толщина льда на пруду была около 30 сантиметров. В ход пошли бензопила и багры. Выпиливали крещенскую купель с молитвами. Потом установили перила, мостик и ступеньки.

За несколько дней до крещенского купания врач-лаборант бактериологической лаборатории ЦГСЭН медико-санитарной части №69 ФСИН России произвела забор воды на исследование.

Окунуться в ледяную купель изъявили желание больше 30 человек. Но не все прошли обязательную в этом случае медицинскую комиссию.

— Врачи хотели исключить ситуации, опасные для жизни осужденных. Ведь у кого повышенное артериальное давление, у кого эпилепсия, проблемы с сердцем, а ведь купание в проруби — это большой стресс для организма, — говорит матушка Феодора. — Кого врачи не допустили, прямо плакали, так хотели Божьей благодати.

На праздник православная община собралась в храме Святого мученика Виктора, потом с хоругвями и иконами, во главе с отцом Николаем, отправились крестным ходом к пруду. Батюшка с пением тропаря совершил великое освящение воды, трижды погрузил крест в водоем. Следом окропил стоящие около иордани баки с питьевой водой.

Любой желающий потом мог взять себе в банке или бутылке святой воды. Эти небольшие емкости постояльцам колонии разрешают хранить в комнатах для приема пищи, которые находятся в каждом отрядном общежитии.

Батюшка тем временем обратился к необычной пастве с напутственным словом.

К проруби поближе придвинулся врач с медицинским чемоданчиком на случай оказания первой неотложной помощи. А также санитары с носилками и сотрудники колонии.

Черные робы с пришпиленными бирками с указанием фамилии и номера отряда остались в теплом помещении. Заключенные по очереди потянулись к иордани. Окунаться в крещенские воды по медицинским показаниям разрешили только 20 осужденным. Самому молодому из смельчаков было 25 лет, самому старшему — 52 года.

Первым шагнул к проруби 32-летний Владимир, на котором висит 105-я статья и 16-летний срок. В «системе» он уже 6,5 года, работает старшим поваром в столовой колонии. Накануне признался, что после посещения церкви в Бутырской тюрьме и чтения церковной литературы по-новому взглянул на жизнь.

Зэк опускался в ледяную дымящуюся воду строго лицом на восток, окунался три раза с головой — «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

— Перед Богом мы все равны! — говорил, крестясь, следующий «морж», 42-летний осужденный Сергей. Он приговорен к 9,5 года лишения свободы, отбыл 6,5 года. Работает на зоне уборщиком комнаты психологической разгрузки. Чтобы не сойти с ума в лабиринте из камня, металла и колючей проволоки, начал запоем читать. Администрация учреждения разрешает хранить в прикроватной тумбочке небольшого размера иконы и книги, до 10 экземпляров. В колонии, по собственному признанию Сергея, он «прозрел», теперь ставит свечи за здравие своих друзей и врагов.

В целях безопасности, чтобы никто из «моржей» не ушел под лед, не утонул при непредвиденном спазме мышц, на поручнях лестницы были закреплены специальные петли. Зэкам предписывалось надевать их на руки и только после этого окунаться в воду.

Как известно, идти к воде в костюме Адама и Евы не в православных традициях. Обычно надевается свободная рубаха, можно обойтись и майкой, и длинной футболкой. Зэки ныряли в прорубь в трусах и кальсонах.

Примечательно, что никто из решившихся на ледяное купание, заранее не проходил каких-либо закаливающих процедур.

Один из зэков-«моржей» доказывал мне, что «купание в святой воде — пусть даже ледяной — не может ни для кого стать причиной простуды и прочих болезней».

Действительно, врачи сей феномен объясняют по-своему: холодную ванну организм «крещенского купальщика» воспринимает как стресс. При интенсивном теплообразовании происходит мощный выброс гормонов. Никто из окунувшихся в прорубь не чувствует холода, более того, выбравшись из воды, они испытывают ощущение жара. Их организм продолжает вырабатывать большое количество тепла.

— Снизошла Божья благодать! Так легко, кажусь себе всесильным, — признавался, выбравшись на берег, осужденный Александр.

— Космос! Состояние невесомости. Как будто летаю! — говорил вынырнувший из проруби Денис. Раскинув руки, он замер, стоя босиком в сугробе.

Медики уверены, что в ледяной воде «моржи» находятся под воздействием «внутреннего наркотика», их организм выделяет специальные вещества — эндорфины. Подобно опиуму или морфию, они способны при стрессе снять боль.

Разомлевшим зэкам врач настойчиво напоминает: «Через 10–20 минут после ледяной ванны может наступить озноб и дрожь: ресурсы организма будут истощены. До этого времени нужно успеть оказаться в тепле».

Всем принявшим крещенскую «ванну» предложили горячий чай. Я поинтересовалась, что сподвигло сидельцев на ледяную купель.

— Для нас это не развлечение. Погружались в иордань, дабы оздоровиться душой и телом, — говорит староста православной общины Алексей Поляков. Сподвижники-зэки согласно кивают.

Чай чаем, но обеденный рацион на Крещение остался прежним. Ничего вкусненького, как, например, выпечка или котлеты, как это бывает на Новый год, предложено зэкам не было. Никакого поощрения в виде дополнительной посылки или свидания для «моржей» также не было предусмотрено.

— Человек, принявший решение окунуться в крещенскую купель, делает это во свое благо, ради очищения — духовного и телесного. Это уже поощрение Господнее, — подвел итог начальник колонии Валерий Кожевников.

* * *

Гостинцы «колонистам» принесли отец Николай и матушка Феодора. Конфеты и печенье для зэков собрали прихожане расположенного в полутора километрах сельского храма Василия Великого.

За чаем батюшка рассказывает, как принял паству «строгого режима»:

— Назначили в храм Василия Великого в 1991 году. Колония рядом, меня попросили навестить одного заключенного. Поначалу страшно было, но пришел раз, второй, так потихоньку и пошло. Организовали с администрацией колонии молельную комнату, до этого мы с осужденными в библиотеке встречались. Беседовали, я исповедовал. Сейчас на службе человек 30 бывает. Многие из православной общины были заняты на строительстве храма.

— «Ограниченный контингент» в «строгой» зоне не простой. Отличаются осужденные «десятки» от прочих прихожан?

— Как их разделить? Если прихожане, то все равны. Есть люди, которые были заключенными, а теперь в храм на воле приходят. Различия нет никакого. Есть сердобольные прихожане, которые помогают заключенным. На Рождество, на Пасху собирают им подарки, угощение. Или освящают яблоки на Преображение и складывают на специальное блюдо. Мы собираем, потом привозим в колонию.

— После освобождения осужденные, которых вы наставляли, поддерживают с вами связь?

— Люди постоянно освобождаются, многие — условно-досрочно. Из тех, кто ходит в храм, их большинство. Потом и письма пишут, и звонят, и приезжают. Недавно один бывший заключенный обратился за благословением на брак. Иной раз приходят, говорят: «Благословите на работу». Сейчас в приходском доме живет бывший осужденный Анатолий Камалов, который еще в колонии начал резать иконостас для храма. Он освободился, но продолжает работу. Они как научились в колонии держаться при храме, так и на свободе это дело не оставляют, приходят в церковь причащаться и исповедоваться. Многие теперь при деньгах, все у них нормально.

— Говорят, что один из ваших прихожан из ИК-10 стал монахом.

— Это очень интересная история. Он несколько раз сидел, совершал тяжкие преступления. У него нет одной ноги. Уже в колонии начал молиться. Есть такие особенные молитвы, которые читаются в течение всех суток. Самое главное, что он приобрел, — это смирение, которое всем необходимо. После освобождения он у нас в приходском доме полтора года жил, а потом заболел, ему было очень плохо. Говорили, что у него цирроз печени. Он уже приготовился умирать. А у него была мечта уйти из этого мира монахом. Но просто так, если человек придет из колонии, его не постригут никогда. На него смотрят, как он себя ведет, есть какое-то время искуса. Так это называется. Это может длиться много лет. А в случае, если человек при смерти, делается исключение из правил. И когда он уже согласился с той мыслью, что станет монахом, вдруг мои прихожане устраивают его в больницу, и там выясняется, что у него цирроза нет — сердечная недостаточность. И вот тогда он поехал в монастырь, его постригли. Сейчас он живет в монастыре, несет послушание. Многие из тех, кто не может оставить дурных привычек, ездят к нему в монастырь за советом. Их беда — винопитие. 99%, наверное, из-за этого в колонию попадают.

— С удивлением узнала, что осужденные колонии строгого режима искусно вышивают иконы и хоругви.

— Вышивка хорошо действует на нервную систему, снимает напряжение, возникающее из-за постоянного нахождения в узком кругу людей, — говорит матушка Феодора. — Каждый человек время от времени хочет уединиться, и в таком кропотливом труде он отвлекается, сосредотачиваясь на работе. Одному показала, как вышивать, пошли другие: «Я тоже хочу, покажите!» Быстро увлеклись. У нас в храме сейчас много расшитых икон. Кружок вышивания возглавляет Андрей Васильев. У него срок 20 лет за убийства, 15 он уже отбыл, надеется на условно–досрочное освобождение. Он давно вышивает, уже сам подбирает цвета, сам составляет орнамент. У него развилось какое-то седьмое чувство. Я закупаю им нитки, приношу картинки, по которым они вышивают. Они мне уже заказывают: «Нам ниток таких-то, канвы такой-то». За пяльцы и иголки в колонии взялись пять человек. Все они из православной общины, все убийцы, у всех большие сроки наказания. Но мы не вникаем в их истории. Стараемся помочь. Мелкие движения пальцев рук очень благотворно сказываются на психике. Вышивая лики святых, они молятся про себя. Хоругви в храме расшили. Последнюю икону «Богородица» расшили еще и с добавлением бисера. К праздникам своим близким и родным они вышивают различные пейзажи.

— Это правда, что к вам в воскресную школу из Москвы приезжает преподавать известный ученый-богослов?

— Его зовут Юрий Моисеев. Есть спонсор, который оплачивает ему уроки и дорогу. Он много разговаривает с осужденными. Многие стремятся попасть на его лекции. На богослужении мы сейчас замечаем все новые и новые лица.

* * *

Помимо сидельцев «десятой» зоны в ледяную иордань окунулись 30 осужденных исправительной колонии №4, что в Торжке, а в ИК-9, расположенной в поселке Монино Нелидовского района, в прорубь погрузились аж 65 зэков.

Во всех храмах и домовых церквях учреждений уголовно-исполнительной системы Тверской области прошли праздничные службы, завершающиеся водосвятием.

ЦИФРА ДНЯ

2,2 млн человек приняли участие в богослужениях и крещенских купаниях в России, сообщило Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка МВД России. Свыше 280 тыс. человек приняли участие в праздновании Крещения в Москве.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах