МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Стандарт учителя не изнасилует

«До сих пор реформа педобразования походила на попытку оседлать мертвую лошадь»

Обучение ремеслу учителя вскоре изменится до неузнаваемости. Педагога научат не бояться учеников, работать с классами, не говорящими по-русски, и много чему еще. В нюансах принятия нового образовательного и профессионального учительского стандарта на выездном заседании Общественного совета при Минобрнауки в Ставрополе вместе с членами рабочей группы разбирался корреспондент «МК».

Фото: Геннадий Черкасов

Заседание прошло в Ставропольском государственном пединституте не только потому, что в СГПИ отлично готовят учителей. Ставрополье, подчеркнул глава рабочей группы, директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург, «как в капле воды отражает все проблемы преподавания, включая межэтнические и межконфессиональные. Это придает особый вес взглядам местных педагогов на то, каким должны стать педобразование и профессиональный стандарт учителя. И руководство Минобрнауки готово к ним прислушаться».

В том, что перемены необходимы, не сомневается практически никто:

— По оценке специалистов, нынешний уровень неграмотности россиян приближается к показателям начала ХХ века. Знания бакалавра — на уровне старшеклассников 60-х гг. А возраст, когда школьники теряют желание учиться, снизился с 14–15 до 9 лет. Вину за повсеместную девальвацию образования у нас часто возлагают на учителя и при этом ждут от него необычайных человеческих и профессиональных качеств, закрепив это в квалификационных требованиях, от которых зависят учительские надбавки и зарплаты. Неудивительно, что выпускники педвузов бегут из школы, — обрисовала ситуацию ректор СГПИ Людмила Редько.

Между тем корень проблемы — устаревшая модель подготовки наших учителей:

— Из педобразования ушло обучение технике общения с детьми, и педагоги стали бояться входить в класс. Не готовим мы учителя и к работе в современных условиях — к преподаванию в классе, где вместе с обычными ребятами учатся инвалиды и дети мигрантов, не говорящие и не понимающие по-русски. Со временем данные тенденции будут нарастать — уже сегодня учителя средней школы должны владеть навыками обучения русскому как иностранному и быть не просто предметниками, а педагогами-психологами. А они этого не могут, — констатировал Ямбург.

При этом идея позакрывать педвузы и передать подготовку педагогов в классические университеты проблему не решит, а лишь усугубит, предупреждает он. Напротив, новый педагогический стандарт должен учитывать специфику регионов и даже конкретных школ: где-то нужнее ученые-доценты, а где-то — выпускники педагогических колледжей. Поэтому педагогические высшие и средние учебные заведения необходимо сохранить. Непродуманные же и резкие движения лишь приводят к тому, что люди «боятся стандарта, опасаясь, что он станет еще одним способом изнасилования учителей. Педагогические реформы уже сравнивают с попыткой оседлать мертвую лошадь», — зачитал Ямбург отклики с мест.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов поспешил успокоить аудиторию. Он заверил, что покушаться на учительскую честь с помощью нового стандарта не будет, и сообщил, что «основным разработчиком стандарта должен быть не чиновник, а директор хорошей школы» — за тем, дескать, он и приехал в Ставрополь. Российская школа, по его словам, также совсем не плоха: доказательство тому — высокие результаты международного тестирования школьников.

В то же время проблемы с учительством у нас действительно есть, признал он. Прежде всего — старение педагогического корпуса и двойной негативный отбор, в силу которого вначале в педвузы, а по их окончании в школу идут в основном те, кто не смог устроиться лучше. Некоторые улучшения, по его словам, уже налицо, но закрепит их лишь реформа педобразования и введение новых профстандартов. Бояться их, по словам министра, не надо: лучшие педагогические вузы не закроют, педагогический стандарт станет рамочным и учтет местную специфику, а педобразование простится с академичностью и переориентируется на потребности сегодняшнего дня:

— Профессиональные педагогические школы должны и впредь существовать там, где они необходимы и обоснованны. Но в таких педагогических вузах должны вестись научные исследования, а студенты обучаться компетенциям исследователей и в то же время получать больше практических навыков — не дело, чтобы учитель «боялся» учеников. Одновременно не исключается и создание педагогических факультетов в классических университетах.

Услышал глава Минобрнауки и мнение учительства о том, каким должен быть стандарт подготовки педагогов. По его словам, и ему «близка идея единого рамочного педагогического стандарта с учетом специфики региона и сельской или городской местности. (Понятно, что сельский учитель должен быть более универсальным, чем городской.) А сам этот стандарт должен быть тесно увязан с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и с профессиональным стандартом учителя». Реализация этих всех намерений не заставит себя ждать: новый стандарт, отметил Ливанов, «будет внедряться постепенно и пройдет через период адаптации», однако его «ядро появится уже в ближайшее время».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах