Амбициозный проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», который носит еще и статус государственного, родился еще в 1998 году. Задумка-то хорошая, но то, как все вышло в результате, иначе как «бизнес по-русски» не назовешь. Расскажу о своем опыте.
Совсем не сказочные приключения у нас начались еще в дороге. Цены в местных гостиницах кусаются (около 5000 за ночь). И мы чисто из экономических соображений (ехали двумя семьями) заранее оплатили двухкомнатный люкс в популярной гостинице на вотчине Дедушки. Так получалось дешевле. В день заселения, когда мы были уже в дороге, раздался телефонный звонок: «Алло, это из гостиницы. К нам тут большой начальник неожиданно приехал с семьей, и они ваш люкс заняли. Дети у него такие вредные, все время орут...» Чужие дети, пусть и орущие, меня мало интересовали. В отличие от моих собственных, которым предстояла перспектива ночевать на улице. Честно скажу вам, друзья, спасло ситуацию лишь журналистское удостоверение. Наглое начальство сдвинуть с места не удалось, но хотя бы смогли выбить себе два двухместных номера. Черт с ней, переплатой, лишь бы детям не портить праздник.
И вот, наконец, она, усадьба великого волшебника. Красивые резные ворота, кругом заснеженные ели, дети пооткрывали рты в восторге и изумлении... и тут нам в окошко машины стучится охранник и предлагает заплатить за въезд на территорию (мы на машине) 150 рублей. «Хотите — платите, хотите — пешком до гостиницы, но она далеко», — резюмирует этот простой вологодский мужик с легким перегаром. Дети наши с изумлением слушали этот разговор. Я вышла и, отведя мужика в сторону, спросила: детей он не постеснялся? В ответ увидела искреннее непонимание моего вопроса (забегая вперед, скажу, что аналогичный вопрос мне пришлось задать практически всем работникам волшебной усадьбы).
Дальше — больше. Первый сказочный персонаж (не охранник и не администратор гостиницы), который встречает детей в вотчине Деда Мороза, — Царевна Марфа. Костюм, пошитый из дешевого искусственного меха, не стирался у нее, скорее всего, с прошлого Нового года. А под правым глазом царевны красуется свеженький бланш. Россия, что тут скажешь. Сложно себе представить, чтобы в каком-нибудь там Диснейленде Белоснежка вышла к детям с синяком под глазом... У нас же, в стране с самым высоким показателем домашнего насилия, — это скорее норма. И, главное, она туда же: «Тропа сказок стоит 150 рублей».
Пройдя все положенные испытания на тропе, подходим наконец-то к самому заветному месту — терему Деда Мороза. Маруся моя на трясущихся ногах заходит внутрь. В одной руке у нее фотоаппарат (она намеревается снять каждый уголок в доме Дедушки), в другой — письмо великому волшебнику, которое она старательно выводила несколько дней. У меня, естественно, слезы умиления, как вдруг: «Все, кто собирается сфотографироваться с Дедом Морозом, покупайте талончики. Цена 50 рублей!» — во все горло кричит девушка-помощница Деда Мороза (так она представилась). Это была первая фраза, с которой началась экскурсия.
Сама экскурсия абсолютно не сказочная — ни тебе веселых игр, ни всяких забавных испытаний. «Терем построили 15 лет назад за два месяца наши вологодские мастера, — вещает помощница. — Вот, пожалуйста, комната подарков. Это нам мэрия Москвы подарила, а это — президент. Дальше — дедушкина библиотека...» Хорошая библиотека — даже книги не настоящие, а просто фотообои наклеены.
Какие президенты и мэры? Какие 15 лет назад? Зачем это знать пятилетним детям, которые приехали в гости к доброму зимнему волшебнику? Они верят в сказки и в то, что Деду Морозу — тысячи лет и что он любит детей. Если вы уж им решили рассказать, на чьи деньги построен его прекрасный дом, то придумайте хоть какую-нибудь сказочную предысторию...
За что мы так не любим наших детей? Я бывала в Диснейленде, видела, как там общаются сказочные персонажи (Золушки, Русалочки), — каждого маленького человека обнимут, каждого о чем-то спросят. В Великом же Устюге на общение с Дедушкой выделили две секунды, а потом бесцеремонно прогнали. Нам на пятки уже наступала вторая группа.
Остальные развлечения в вотчине тоже оставляют желать лучшего. Кузница Деда Мороза не работает (у кузнеца, как нам объяснили, выходной). Чайный домик — закрыт. В зоопарке клетки все полупустые. Фигурки персонажей сказок, которые расставлены по всей территории, — с облупившейся краской. А ровно в 17.00 вообще все закрывается и делать нечего. Ни тебе кинотеатра (сколько у нас хороших сказок про Новый год!), ни парка зимних развлечений, ни каких-нибудь творческих мастерских с поделками. НИЧЕГО! Работает один только ресторан, где взрослым предлагают всякие наливки и настойки. А детям — наблюдать за своими выпивающими родителями.
В гостинице мы встретили таких же разочарованных. А одна мама из Питера вздохнула: «Говорили мне — езжай в Лапландию. Но решила — не хочу, чтобы дочка услышала иностранную речь из уст волшебника. Дед Мороз — он все же наш, русский должен быть».
В нашей богатой ресурсами стране на проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза», носящий статус государственного, не нашлось денег построить детям ничего достойного.
На обратном пути я заметила, что на всех заправках лежит реклама с лапландским Санта-Клаусом. Как этот намек я не заметила раньше!..