МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Ваше здоровье — это не тост

Александр Бронштейн: «Не лечитесь у знахарей и мракобесов. Берегите себя!»

Парадоксальные вопросы порой задавали наши читатели в ходе прямой линии «МК» известному доктору, академику РАЕН, заслуженному врачу РФ, профессору, руководителю старейшей в России многопрофильной клиники ЦЭЛТ (Центр эндохирургии и литотрипсии) Александру Семеновичу БРОНШТЕЙНУ. У больного, например, обнаружены жидкость в легких, бляшки в сонной артерии (опаснейшие заболевания!), а его почему-то лечат... слабительными. Неистребимая привычка россиян к самолечению и самодиагностике звучала в вопросах типа: «По-моему, у меня онкология» (?!); «Я накупила разрекламированных БАДов, а они мне не помогают». Все это не от хорошей жизни: медицина в нашей стране пока еще оставляет желать лучшего.

Фото: Геннадий Черкасов

В ходе прямой линии немало было задано и «адекватных» вопросов, чаще — о проблемах с получением медицинской помощи в первичном звене, в том числе о слиянии поликлиник, дороговизне лекарств, а еще — от сердечников-женщин и от мужчин с простатитом. Можно ли вылечить диабет, где лучше лечить аневризму? Есть ли будущее у частной медицины? Советом просвещенного доктора воспользовались и борцы с ожирением...

«Наше здравоохранение давно и безнадежно больно»

— У моего папы (ему 82 года) выявили аневризму аорты в животе. Сказали: ее размеры такие, что она может в любой момент разорваться. Но папа перенес уже два инфаркта, и операция для него очень рискованна. Слышала, что есть малотравматичный метод лечения — без разреза на животе...

— Да, такой метод лечения существует, называется он эндопротезирование. Суть его в том, что через два маленьких разреза в области паха, через бедренные артерии в аорту вводится специальное устройство — эндопротез, который создает «новый» канал для тока крови. Подобная операция избавляет пациента от риска разрыва аневризмы и смерти. Мы первыми начали выполнять подобные операции в России еще в 1995 году. К настоящему времени выполнили самое большое количество подобных операций в России — входим в первую двадцатку клиник мира по количеству проведенных вмешательств.

— На УЗИ брюшной полости у меня выявили камни желчного пузыря. Болей нет, ничего не беспокоит. Надо ли делать операцию?

— Операцию делать необходимо. Другого метода лечения желчнокаменной болезни на сегодняшний день нет. Чтобы снизить операционный риск, такую процедуру лучше выполнить в «холодном периоде», до наступления осложнений, и лапароскопическим путем. Пребывание в стационаре занимает 4–6 суток.

— Мужу поставили диагноз: грыжа диска. Можно ли оперироваться в этом случае или нет?

— В нашей клинике операции по удалению грыжи диска проводятся по оригинальной методике с предварительным компьютерным планированием всех этапов операции на основе 2D- и 3D-моделей. В результате сама операция длится 30–40 минут, делается через очень маленький доступ — прокол, с сохранением всех опорных структур позвоночника. На следующий день после операции можно вставать и ходить. Общее время в стационаре 2–3 дня.

— Много лет страдаю аденомой предстательной железы. Лекарства почти не помогают. Какие методы лечения существуют на сегодняшний день?

— В течение более 20 лет мы занимаемся этой проблемой: начиная с медикаментозной терапии на ранних этапах заболевания и по показаниям до оперативного лечения. Медикаментозная терапия может уменьшить симптомы заболевания, но не избавить от него. Хирургическое вмешательство по сей день является основным способом радикального лечения. Золотым стандартом остается трансуретральная резекция аденомы. При больших размерах аденомы в последнее время применяется методика эндоваскулярной эмболизации, при которой в артерии простаты вводится специальное вещество, в простате снижается кровоснабжение и уменьшается аденома, что улучшает мочеиспускание. Эта новая методика получила широкое распространение за рубежом, делается она и в нашей стране.

— Мне 36 лет, появились кровотечения и боли в низу живота. Доктора объясняют это миомой размерами 10 недель, но думаю еще о беременности. В разных клиниках мне предлагают разные методы лечения, и чаще всего речь идет об удалении матки. Можно ли надеяться на другие способы лечения в моем случае?

— Мы располагаем самыми современными хирургическими и нехирургическими методами лечения миом матки, включая минимальное травматичное вмешательство — эмболизацию маточных артерий. Это дает возможность гинекологам составлять индивидуальные программы лечения, состоящие из нескольких методик, которые позволяют сохранить детородный орган и не терять возможности иметь детей.

— Мне поставили диагноз хронический гайморит и предложили операцию. Существуют ли щадящие методики?

— Да, существуют. Они называются эндоскопическими, когда под контролем эндоскопа микроинструментами через нос расширяются входы в пазухи и санируется сама пазуха.

— У меня искривление перегородки носа, и недавно поставили еще диагноз гайморит. Неужели это связано?

— Конечно. Искривление перегородки носа вызывает искривление потоков воздуха в полости носа, которые в свою очередь вызывают раздражение слизистой оболочки носа и ее отек. А последний закрывает соустья (входы) в пазухи. Слизь в пазухах застаивается, присоединяется инфекция — возникает гайморит.

— На сайте прочла, что у вас дробят мочевые камни любой локализации и любых размеров. Правда ли это?

— Занимаясь этой проблемой много лет, наши врачи имеют возможность избавить пациента от любого камня мочевой системы независимо от его размера и расположения. При небольших камнях мы используем метод бесконтактного дробления, а когда необходимо, применяем эндоскопические методы лечения. Нахождение в стационаре после урологических операций составляет не более трех суток, после чего больной возвращается к привычному образу жизни. Урологи нашей клиники выполняют практически все урологические операции методом эндоскопии.

— Для разжижения крови врачи назначают или тромбо-асс, или кардиомагнил. Что лучше принимать и когда?

— Принимайте так, как указано в инструкции. Если я не ошибаюсь, в новой редакции написано, что надо принимать на пустой желудок, чтобы полчаса-час ничего не кушать. И запивать небольшим количеством воды, чтобы лекарство быстро покинуло желудок. А лучше, наверное, тромбо-асс 100 мг, у него выше дозировка активного вещества.

— У моего знакомого артроз коленного сустава, он практически перестал ходить. Что вы посоветуете?

— В нашей клинике выполняются операции по эндопротезированию суставов — коленного, тазобедренного, плечевого, локтевого. При этом мы также стараемся применять малоинвазивные методики. Выполняется и широкий спектр артроскопических операций.

— Можно ли по лабораторным показателям выявить развитие остеопороза?

— Поскольку на протяжении всей нашей жизни происходят непрерывные процессы образования новой костной ткани и разрушения старой и нормой будут являться их эквивалентные отношения, то, конечно, биохимические маркеры крайне необходимы для оценки состояния костного обмена. Вовремя определенные маркеры формирования, состояния минерального обмена и разрушения костной ткани уже будут иметь диагностическое значение, поскольку помогут прогнозировать риск переломов и своевременно назначить коррегирующую терапию.

— Проводится ли в вашей клинике лечение центральной возрастной дистрофии сетчатки?

— Мы проводим диагностику и лечение макулярной дегенерации сетчатки. Используем новейшие методики когерентной томографии сетчатки и ангиографии сосудов сетчатки. Без этих методов на сегодняшний день невозможно применить современные препараты. Аналогичные исследования, кстати, применяются и при диабетических поражениях глаз.

— И операции по поводу катаракты проводите?

— Да, конечно. Мы используем не только современные методики малоинвазивной офтальмохирургии, но и стараемся имплантировать самые современные модели искусственных хрусталиков, а также проводим сочетанное оперативное лечение катаракты и глаукомы, катаракты и патологии стекловидного тела и сетчатки. В офтальмологическом отделении имеется также большой опыт имплантации искусственных хрусталиков у детей с трехмесячного возраста, даже при таких сложных врожденных сочетанных заболеваниях, как синдром Лоу и синдром Дауна.

— Александр Семенович, насколько мне известно, много лет назад вы начинали трудиться в государственной больнице, а сейчас возглавляете частную многопрофильную клинику. В чем разница?

— В организации труда медучреждения и подборе кадров. Например, почти все анализы в нашей клинике делают в течение 2–4 часов: пройти КТ- или МРТ-исследование можно практически в день обращения; применяемые эндоскопические и малотравматичные методы хирургического лечения предполагают от 1 до 3 дней госпитализации; отсутствие очередей на прием к узким специалистам и т.д.

Фото: Александр Корнющенко

«Эти вопросы решает Департамент здравоохранения Москвы»

— Живу в Восточном округе. Недавно была на приеме у невропатолога в районной поликлинике №86, который сказал: «С 1 января 2013 года медуслуги узких специалистов будут платными». А нашу поликлинику слили с другой, которая находится у черта на рогах. До нее надо ехать с пересадками. Если раньше я, инвалид II группы, передвигающаяся с клюшкой, могла как-то дойти до 86-й поликлиники, то теперь это будет невозможным. И будут ли на самом деле медуслуги специалистов платными? Я наблюдаюсь у нескольких врачей. Да в нашей стране много таких, кто не в состоянии оплачивать медуслуги. Как нам жить? Это же городская проблема...

— Это даже не городская, а государственная проблема. Обратитесь в Департамент здравоохранения Москвы. В столице сейчас идет реорганизация первичного звена. Насколько она оправданна, я не берусь судить.

— У моего близкого родственника в 53 года случился инсульт. Теперь донимают эпилептические приступы, но в поликлинике №70 по месту жительства не предлагают реабилитацию, только после жалоб в более высокие инстанции уделяется немножко внимания. Как жить?

— К сожалению, я вам помочь не могу. Эти вопросы решает Департамент здравоохранения г. Москвы. Там есть главный невропатолог. Вы должны прийти к нему со всеми выписками из истории болезни и рассказать все, что поведали мне сейчас. Заявление должно быть написано на имя главы московского Департамента здравоохранения Георгия Натановича Голухова. Думаю, он поможет.

— В нашей поликлинике нет эндокринолога. У моего мужа сильно повышен тиреотропный гормон крови (ТТГ) щитовидной железы (80 вместо 4). А у меня — 15. Что нам делать?

— Насколько мне известно, с эндокринологами в Москве беда. Можно пойти к платному эндокринологу, сделать анализы и получить квалифицированную помощь. Стоит это недорого. Можно записаться и к нашему эндокринологу по тел. 8-495-788-33-88.

— Две недели назад я выписался из кардиоцентра, возглавляемого Чазовым. У меня 3 шунта, 9 стентов и один кардиостимулятор.

— Не слабо.

— Но у меня застаревшая окклюзия коронарных артерий, и в результате не могли установить стент в один из шунтов. Делал хороший хирург. Есть ли методики, чтобы разрешить данную ситуацию?

— Иногда вторая или третья попытка бывает более успешной. Вам нужно привезти все выписки и диски, которые вам давали, где отражаются данные коронарографии и попытки, которые предпринимались. Мы вам скажем, какие есть шансы и есть ли смысл повторного вмешательства. А может, нужна повторная открытая операция. Записаться к нам на прием можно по тел. 8-495-788-33-88.

— Я инвалид I группы, у меня инфаркт, инсульт и много других заболеваний. Лечусь в поликлинике №220 бесплатно. Но нужных лекарств нет. Почему у нас такая никудышная медицина?

— Все свои претензии можете обратить к Департаменту здравоохранения Москвы — с заявлением, в котором все и опишите.

— Мне 86 лет. У меня постоянно горят ноги. Такое же явление и в спине. Когда холодный воздух, я его чувствую сразу. Была у сосудистого хирурга, для ног он посоветовал компрессионные гольфы. Я их ношу, но безрезультатно. Наша традиционная медицина мне не помогает. Может, вы что-то подскажете?

— Кроме гольфов есть еще и медикаменты. Надо сделать анализы и посмотреть на свертываемость вашей крови…

— Врачи мне предписали коронарографию. Сказали, что можно сделать без очереди, но платно — заплатить 20 тысяч. А у меня нет таких денег.

— В госучреждениях эту процедуру выполняют бесплатно. Если у вас большие проблемы с деньгами, рекомендую сделать за госсчет. В поликлинике по месту жительства нужно получить направление, и через 4–6 недель вам ее сделают. Очень важно, чтобы специалисты правильно трактовали результат. Иногда в заключении читаешь одно, а на пленке видишь другое.

— Мой муж перенес инфаркт миокарда. Когда доктора выписывали его из больницы, сказали, что нужно сделать коронарографию. Где можно выполнить это исследование и сколько времени займет госпитализация? Сколько это будет стоить? Какая очередь?

— Коронарографию сегодня можно сделать в любом кардиоцентре. И в нашей клинике, в отделении сердечно-сосудистой хирургии, — это самая частая процедура, каждый день выполняем по 5–10 подобных исследований. У нас она является амбулаторной. Исследование проводится в день поступления, и пациент выписывается через 4–5 часов, так как доступ к сосудам сердца осуществляется через артерию на кисти. Одномоментно пациенту может быть выполнено стентирование коронарных артерий, после чего он через сутки будет выписан. Очередь на процедуру не превышает 1–3 дней. Стоимость — 21 000 рублей.

Фото: Александр Астафьев

«В 90% случаев диабет второго типа развивается на фоне ожирения»

— У моей мамы есть лишний вес и сахарный диабет 2-го типа. В Интернете прочитала, что есть операции, которые позволяют одновременно снизить вес и излечить сахарный диабет. Так ли это?

— Более чем в 90% случаев сахарный диабет 2-го типа развивается на фоне избыточной массы тела. Все виды операций, направленные на снижение веса, улучшают лечение диабета, а операция билиопанкреатического шунтирования приводит к компенсации диабета в 98% случаев. И это без сахароснижающих препаратов и без каких-либо диетических ограничений.

— Мне 41 год, вешу 131 кг. Неоднократно пыталась похудеть (таблетки, диеты), но ничего не помогает. В последние годы обнаружилось много других болезней: гипертония, артрит коленных суставов, высокий холестерин, начал повышаться сахар крови. Стала принимать много таблеток. Слышала, что сегодня можно сделать операцию для снижения веса. Насколько это опасно в моем случае?

— Перечисленные вами заболевания довольно часто наблюдаются у наших пациентов с избыточной массой тела, и они не являются противопоказанием к оперативному лечению. Наоборот, после снижения веса на 50–70 кг следует ожидать улучшения лечения, если не полного исчезновения всех указанных вами заболеваний.

— У меня лишний вес, выше нормы на 5 кг. Что с этим делать?

— Можете ничего не делать: такое превышение не страшно. Живите спокойно. Свои 5 кг можете сбросить, если будете следить за меньшим потреблением хлеба, мучного, сладкого, есть побольше фруктов. И почаще гуляйте на улице — лишнее уйдет само собой.

— Моя тетя страдает тяжелым диабетом. Год назад ей ампутировали левую ногу, а сейчас правая стопа сильно болит, и она не спит по ночам. Доктора говорят, что придется ампутировать и вторую ногу. Можете ли ей как-то помочь?

— Это очень серьезная проблема. Огромное количество пациентов страдает тяжелой формой сахарного диабета, при котором происходит поражение артерий голени с их закупоркой, развитием критической ишемии стопы и гангреной стопы. В нашей клинике таким пациентам мы помогаем путем проведения эндоваскулярного вмешательства — то есть через прокол в бедренной артерии без разреза. В результате подобных вмешательств устраняется ишемия — кислородное голодание стопы, кровь начинает поступать в ткани, исчезает болевой синдром и происходит заживление ран. Подобные процедуры можно проводить неоднократно у одного пациента. Ампутации можно избежать.

— Как вы относитесь к БАДам?

— Сугубо отрицательно. Чего и вам советую. Рекомендую их не пить. Сохраните деньги на что-то другое.

— Как повысить тестостерон?

— Для начала сходите к урологу или андрологу. Вам определят уровень гормонов и скажут, что делать дальше.

Под занавес

— Есть ли будущее у частной медицины?

— Вопрос непростой, — сказал Александр Семенович. — У меня, как представителя именно этой сферы, к сожалению, есть основания для большой тревоги: Москва полна слухов, что цены на аренду частных лечебных учреждений будут увеличены. Причем в несколько раз! А это очень опасно — ведь увеличение цены даже на 10–20% заставит и нас поднять цены на медицинское обслуживание. Могу сказать свое откровенное и искреннее мнение: мне кажется, мэр столицы Сергей Семенович Собянин в полной мере не информирован об этой ситуации. Ведь курс на усиление заботы о здоровье москвичей заявлен им как важнейший приоритет. И мы — не только в этом вопросе — видим, что новый мэр — человек слова. Нередко слышишь: «Собянину и его команде доверяют». И будут доверять дальше — уверен: выборы это подтвердят. И еще: частной медицине надо помогать! Это позволит снижать цены на наши услуги, к нам будет увеличиваться приток нуждающихся в медицинской помощи горожан. Столица вместе с нами решает и, я надеюсь, будет таким образом решать задачу огромной социальной значимости.

Дорогие друзья!

Сердечно поздравляю всех читателей «МК» с Новым годом!

Не лечитесь у знахарей и мракобесов. Берегите себя!

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах