МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Сроковая модернизация

Медики предлагают чиновникам спуститься на землю

В СССР пятилетку, случалось, выполняли за четыре года. В 2011 году российские власти пошли еще дальше: пятилетку — за два года! Именно столько времени было отпущено ими на реализацию программы модернизации отечественного здравоохранения. Эксперты же считают, что в условиях донельзя разваленной медицинской отрасли для этого нужно в лучшем случае не менее пяти лет.

Раньше бы это назвали волюнтаризмом, а теперь массовый и торопливый забег отечественной медицины «в ширину» не назовут никак. Зато в отличие от прошлых времен есть вполне понятное объяснение причин столь пожарных мероприятий: власти опасаются коррупции. Ведь, как показывает практика, любая «модернизация» в нашей стране, которая длится более двух лет, неизбежно заканчивается провалом и скандалом — будь то строительство нового стадиона в Питере или последние военные реформы.

Реформы в медицине начались в 2011 году. Им предшествовал процесс развала большинства учреждений отрасли, который шел с середины 70-х. Каждый, кто посещал наши больницы или поликлиники, не входящие в несколько десятков учреждений «золотого стандарта», знает об этом сам. Терпеть позор государственной медицины дальше не было никакой возможности. И правительство решило дать денег, причем, по вышеуказанным причинам, сразу и много. Медики после стольких лет безденежья не могли поверить своему счастью, их не смутило «масштабов громадье» — в результате они попали в ловушку собственных амбиций. Ведь никому не приходит в голову за неполных два года провести, например, перевооружение армии или переоснащение обрабатывающей промышленности. Но в случае с медициной наверху почему-то решили, что отрасль справится.

В январе 2011 года при министре здравоохранения Т.А.Голиковой была продекларирована программа модернизации здравоохранения субъектов РФ. Долгие 4 месяца ушли на согласование программы с Минздравом (определялись объекты модернизации, перечень оборудования, ориентировочные цены на него). Все медицинское сообщество находилось в большом возбуждении: руководители медучреждений (министры здравоохранения) в то время практически ночевали в Минздраве. Полное согласование было завершено в конце апреля 2011 года. И уже тогда в кулуарах пошли разговоры, что при таком объеме финансирования уложиться в сроки до конца 2012 года не представляется возможным. Но эти голоса никто не услышал — ни Голикова, ни ее окружение.

Больше всего повезло Москве: столичное здравоохранение получило беспрецедентные средства на финансирование программы модернизации. Только из федерального бюджета было выделено 48 млрд рублей, а всего — более 103 млрд руб. Реальные торги с учетом выполнения всех требований Федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» начались в 2011 году после майских праздников, а первые контракты были заключены только к середине лета 2011 года. К всеобщей радости, в связи с массовыми оптовыми закупками после первых торгов произошло обрушение цен на рынке «тяжелой техники» — КТ, МРТ, ангиографов, рентгеновского оборудования. По этому поводу состоялась экстренная встреча В.Путина и С.Собянина, на которой было решено высвободившиеся средства в размере нескольких миллиардов рублей направить на дополнительные закупки оборудования. Тогда же премьер сказал, что Москва стала «эталоном эффективного расходования средств». С этого момента объем сэкономленных средств только возрастал и к осени 2012-го составил уже более 13 млрд руб. Сэкономленные средства вновь запускались на торги на то же «тяжелое оборудование». В результате вместо 54 компьютерных томографов (КТ) закупили 108. Вместо 34 магнитно-резонансных томографов (МРТ) — 72; вместо 18 ангиографов — 28; вместо 779 единиц рентгено-диагностического и радиологического оборудования — 795; вместо 4009 единиц оборудования для оснащения отделений неонатологического профиля — 5904 и т.д.

И вот наступил ноябрь 2012-го, впереди последний месяц перед Новым годом — декабрь, все уже должно стоять и работать, а проверяющие из Счетной палаты, УБЭП и прочих контрольно-силовых структур должны оценить готовые объекты и состояние отчетности. Но итоги модернизации подводить явно рано — работа ведь в самом разгаре. Прежнего министра уже нет, и спросить, понимало ли руководство Минздрава, что означает установка «тяжелых» приборов, не у кого. А означает она прежде всего то, что на это потребуется немало времени. Никто наверху не задумывался о том, что для этого необходима длительная подготовительная работа, прежде всего строительная. Что такое установить в медучреждении КТ или МРТ? Это не утюг, который можно просто воткнуть в розетку. Необходимо подготовить помещение, причем под конкретную марку прибора. Далее нужно разыграть конкурс на проектно-сметную документацию, на строительно-монтажные работы. Затем, в случае с МРТ, сделать пролом в стене, чтобы занести прибор внутрь. Затем установить «фирменную» (для каждого прибора свою) «клетку Фарадея». И все этапы работы — через 94-й ФЗ, скрупулезное выполнение которого вовсе не ускоряет процесс.

Теперь одни говорят о том, что не стоило закупать технику большими партиями, чтобы она не застаивалась на складах в ожидании установки. Другие парируют: техника закупалась оптом, и в результате этого удалось снизить цену, ускорить поставку, не потерять на неустойчивости валютного курса, инфляции и т.д. Если бы покупали технику небольшими партиями, с тем чтобы заранее подготовить помещение, то процесс и вовсе растянулся бы на годы, и об экономии при закупке речь бы не шла. К тому же с учетом всех законных процедур сделать проект и подготовить помещение заранее невозможно: никто не знает, чем закончится тендер и какая конкретно модель выиграет. Нельзя даже соорудить защитную «клетку Фарадея» — для каждого прибора она своя. Сами медики не могут ни предполагать, ни располагать. ФАС строго следит за конкуренцией на рынке — в результате не всегда есть возможность закупить тот прибор, который нужен. Медики, например, хотят «GE», а на конкурсе побеждает скрининговый аппарат итальянского производства, потому что его производитель демпингует на 50%. В последнее время поставщики и дилеры научились подгонять характеристики приборов под требования техзадания — характеристики соответствуют их товару только на бумаге. Это делается в расчете на то, что после подписания контракта вернуть технику практически невозможно — только через суд, но работать-то не на чем, и помещение уже подготовлено под «плохой» прибор. Однажды чиновники от медицины закупили ту технику, которую считали хорошей, но ФАС сразу поставила вопрос: на каком основании, почему не закупили дешевле с такими же заявленными характеристиками? По итогам проверки завели уголовное дело.

В результате всех вышеописанных событий сегодня стало ясно: изначально сроки модернизации были рассчитаны неверно. Особенно если говорить о московском здравоохранении с его 850 учреждениями, где параллельно с модернизацией идут еще и процессы реорганизации, реструктуризации и информатизации (компьютеризация рабочих мест, электронная регистратура, установка инфоматов для записи к врачам). В результате Москва получила плохую статистику освоения денежных средств, которая на самом деле является свидетельством… больших успехов столичных медиков в плане модернизации. Дело в том, что федеральные власти оценивают эффективность использования средств по относительным показателям — таким, как процент освоения (кассовый расход), и это вызывает вопросы. Например, в одном не самом маленьком регионе из 1 миллиарда рублей, выделенных на модернизацию, потрачено 700 млн (70%), а в другом из 100 миллиардов потрачено 50 (50%). То есть работы сделано в 70 раз больше, но с учетом оценки по принципу «кассового расхода» этот второй субъект сработал неэффективно?!

В сложившейся ситуации затоваривания убытки несут лишь поставщики. Из-за неготовности помещений они за свои деньги складируют аппараты. Со сложной, высокотехнологичной аппаратурой следует обращаться трепетно, например, некоторым аппаратам для предотвращения поломки нужно обеспечивать непрерывную циркуляцию гелия. Фирмы-поставщики на свои средства поддерживают технику в рабочем состоянии.

Говорят, что в Европе сейчас не осталось монтажников медицинского оборудования — все они стянуты в Россию, в Москву. Ведь пока аппараты не будут установлены и запущены в работу, поставщики не получат деньги. Срок гарантии также отсчитывается с начала эксплуатации.

К хорошему привыкаешь быстро — в 2010 году на всю столицу было 46 КТ и 12 МРТ, что приводило к очередям, взяткам и коррупции. Теперь в Москве будут действовать 154 КТ и 84 МРТ. Рекордные поставки медтехники между тем не решают всех проблем технического отставания в медицинской отрасли, даже в Москве. Например, многие клиники получили по одному КТ, МРТ, в то время как для полного удовлетворения потребностей им требуется 2—3 таких прибора. Поэтому медики сейчас молятся об одном: чтобы реформы не останавливали, не загоняли их в жесткие временные рамки. Тем более что пример неудачного жесткого администрирования налицо: те, кто определял сроки реализации программы модернизации, не обладали достаточными профессиональными знаниями, не учли особенности закупки и установки «тяжелой техники». Все это, безусловно, требует, даже без выделения дополнительных средств, продления сроков окончательной реализации программы модернизации еще минимум на год. Не следует требовать от субъектов невозможного.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах