Трудный выбор
Наверняка не все продавцы аптек могут похвастаться глубокими знаниями фармацевтики, чего уж говорить о супермаркетах, в которых порой и одного консультанта на весь магазин не найдешь. А самому покупателю разобраться бывает трудно. Как, к примеру, отличить цитрамон-п от цитрамона-ультра, а редуксин — от редуксин-лайт? Разве что по стоимости, на которую может влиять как приставка к основному названию, так и фармпроизводитель. Но только специалист объяснит те различия, которые могут оказать существенное влияние на организм человека. Не все переносят, скажем, ацетилсалициловую кислоту и другие вещества, которые содержатся в Антигриппин-Анви, но отсутствуют, допустим, в порошках и шипучих таблетках Антигриппина. Причем производители у этих фармацевтических средств разные. Но потребители, выбирая лекарства, обычно на это не смотрят.
Именно поэтому, считают эксперты, следует сначала закрепить за конкретным производителем определенные названия брендов, чтобы у потребителя не возникало вопросов, к кому обращаться в случае, к примеру, проявления побочных эффектов. Также рассуждала компания «Натур Продукт», выпускающая упомянутый препарат, когда обратилась в Роспатент за регистрацией товарного знака на наименование своего лекарственного препарата. Это предоставляло компании исключительное право на использование названия, а также возможность запретить другим компаниям использовать тождественные или сходные до степени смешения в глазах потребителей названия препаратов. Однако защитить таким образом интересы потребителя, да и собственного бизнеса, «Натур Продукту» пока не удалось. Компании «Антивирал» и «Анвилаб» (приобретены компанией «Протек») не захотели отказаться от использования сходных названий лекарственных препаратов Антигриппин-Анви и Антигриппин-Максимум, которые были зарегистрированы в Государственном реестре лекарственных средств значительно позже лекарственного препарата Антигриппин. Дело дошло до суда, и поначалу правосудие первых инстанций было на стороне «Натур Продукта». Однако недавно кассационная инстанция поддержала доводы конкурента компании, отказав в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от 21.11.2011 г. ФАС, в свою очередь, признало обладателя исключительных прав на словесный товарный знак Антигриппин нарушившим закон о конкуренции, усмотрев в действиях «Натур Продукта», зарегистрировавшего наименование собственного лекарственного препарата в качестве товарного знака, недобросовестную конкуренцию.
Складывается впечатление, что со своей стороны «Антивирал» не проявил необходимой осмотрительности при выборе названия своих лекарственных препаратов, что могло создать, на мой взгляд, затруднения для потребителей, которые рискуют запутаться как в самих лекарствах, так и в их производителях.
Пока фармкомпании отстаивают свои интересы в судах, потребители пытаются разобраться в сходных названиях различных лекарств и при этом не нанести вред собственному здоровью. Как это ни парадоксально, решения государственных органов не всегда однозначны. Например, если Роспатент лишает, по решению ФАС, фирму права на товарный знак, являющийся торговым наименованием зарегистрированного ею в Минздравсоцразвитии лекарственного средства, то производитель лишается возможности запретить другим компаниям производить лекарства под сходными названиями, а значит, потребитель остается один на один со своей проблемой правильного выбора.
Наконец, путаницей и неразберихой, возникающей сплошь и рядом по вине несовершенства нашего законодательства, пользуются производители контрафактной продукции — фармрынок является самым популярным у мошенников. По данным, озвученным на прошедшем недавно форуме «Антиконтрафакт» с участием госорганов, производители поддельных лекарств от их продажи получают до 3 тысяч процентов прибыли! В преддверии форума министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил о том, что «сегодня назрела необходимость выработки эффективных механизмов защиты интересов прав авторов и правообладателей» и что «инновационная экономика требует специалистов в сфере управления и коммерциализации интеллектуальной собственности на предприятиях, а также экспертов в судебных, правоохранительных и контрольных органах».
Это особенно важно для фарминдустрии, как, впрочем, и для пищевой промышленности. Только если в пищепроме узнаваемым становятся и товар, и его производитель и при равном качестве продуктов потребитель обычно ориентируется по своему вкусу, то в фармацевтике речь идет о здоровье человека. И здесь для экспериментов нет места. Всего несколько букв, и пенталгин превращается в пентамиалгин. На первый взгляд, отличаются они друг от друга незначительно, но именно различия в формуле действующего вещества могут обернуться для пациента необратимыми последствиями. Компания «Фармстандарт» провела в свое время опрос среди потребителей и выяснила, что большинство из них часто путают два препарата. А что будет, если оба попадут на полки супермаркетов?
Так что перед тем, как бороться с подделками, скорее всего, нужно привести в порядок рынок легальных лекарств — закрепить за производителями товарные знаки, причем и оригинальное название, и упаковку, и логотип и т.д. Сделать так, чтобы закон был един для всех и защищал интересы потребителей и исключительные права правообладателя. Ведь делается это для здоровья граждан. Тогда ни у продавца, ни у посетителя торгового центра не возникнет сомнений, какое лекарство выбрать.