МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Цинизм без границ

Табачники уже двадцать лет паразитируют на доверчивости россиян и используют продажность российских чиновников ради миллиардных прибылей

В борьбе с курением Россия отстала от Запада на… 60 лет. Международный эксперт по борьбе с курением, президент международной организации «Будущее без сигарет» Мэтью МАЙЕРС рассекретил лживые уловки транснациональных компаний, владеющих почти 95% табачного бизнеса в России. «Лоббисты табачной индустрии что-то шепчут на ухо чиновникам и продвигают законы, которые им выгодны», — сказал он в интервью «МК». И раскрыл уловки и ложь табачников, которые те использовали в Европе и США десятилетия назад для продвижения своей смертельной продукции.

«В борьбе с курением Россия отстала от Запада на 60 лет, — считает господин Майерс. — И табачники уже двадцать лет паразитируют на доверчивости россиян и используют продажность российских чиновников ради миллиардных прибылей. Но россияне, как дети, верят рекламе сигарет и до сих пор попадаются на те же уловки, а расплачиваются подчас жизнью». Какие это уловки? И как не попасться на удочку жадным табачникам?

Фото: Сергей Иванов

«Иные правительства приплачивают ресторанам, чтобы те ввели запрет на курение»

— Здравоохранение России переживает очень важный этап, что касается борьбы с курением, — начал гость Москвы Мэтью Майерс. — Табак стал одной из причин высокой смертности в стране. У вас все больше и больше девушек начинают курить, и эта проблема, судя по всему, будет только усугубляться в будущем. Хотя с принятием в стране Национальной концепции по борьбе с курением появился уникальный шанс буквально спасти миллионы жизней, приняв практические шаги, которые помогут сократить расходы на последствия вредного воздействия табака как на национальную экономику, так и на частный бизнес, и на здоровье людей. В этом плане в мире накоплен колоссальный опыт, важно его только использовать.

От международных табачных компаний, почти полностью владеющих табачной индустрией в России, я услышал те же аргументы, которые они повторяли из года в год в других странах. Несмотря на их лживость и на то, что табачники уже уличены во многих странах, это не влияет на их решимость такие аргументы и мифы использовать и в России.

— Может, потому, что мы сами «обманываться рады»? Да и табачные иностранные короли, делающие миллиардный бизнес в нашей стране, ведут себя так, как им позволяют наши законы и чиновники, стоящие у власти... Разве не так?

— Я бы назвал такое поведение табачников оскорблением для россиян. Они явно раскусили продажность чиновников в России, поняли, что те могут поддаться на аргументы, которые много лет использовались в других странах. Одна из расхожих уловок: «Если запретить курение в кафе, ресторанах и барах, это нанесет огромный удар по ресторанному бизнесу в России». Но в мире уже более 25 стран ввели полный запрет на курение в ресторанах и барах.

Табачная индустрия печально известна тем, что компании, входящие в нее, ведут переговоры за закрытыми дверями и заключают секретные сделки. Эти кулуарные соглашения направлены на саботаж принимаемых в странах программ по борьбе с курением. Табачные компании можно сравнить с грибком, который лучше себя чувствует в темноте и ощущает проблемы, когда на него проливают свет. В России есть очень широкая общественная поддержка на запрет курения в ресторанах и на запрещение рекламы, адресованной аудитории. Однако в каждой стране, где бы я ни бывал, наблюдаю лоббистов табачной индустрии, которые что-то шепчут на ухо чиновникам и продвигают законы, которые выгодны им.

— Америка в борьбе с курением преуспела как никакая другая страна. Как это удалось и к чему привело?

— В США запрет на курение в ресторанах вводился в каждом штате отдельно (теперь в 29 штатах введен такой запрет). Позже более чем в половине из них проведены опросы, и в каждом было отмечено, что ресторанный бизнес не только не пострадал, но во многих начался рост посетителей. В Нью-Йорке, например, по количеству населения практически сопоставимом с Москвой, тоже введен запрет на курение в ресторанах. Было опасение, что туристы не пойдут в «некурящие» заведения и те закроются. Между тем опасения не оправдались.

То же самое произошло в Ирландии и Турции. Даже в странах с высоким процентом курящих женщин таких становится меньшинство. Рестораны даже в выигрыше: официанты реже уходят на больничный.

«Права курить заканчиваются там, где начинается вред для других людей»

— В России создано движение по борьбе за права курильщиков. Можно ли считать это очередной уловкой табачников?

— Обсуждение прав курящих в России является частью той же стратегии, что использовалась табачными компаниями в 60-х годах в Европе и США. Это давний и хорошо отработанный прием. Цель — отвлечь внимание общественности от собственных преступлений против людей. Права курильщиков ни в одном законе не прописаны. Желание курить одних не должно создавать опасность для других. Люди, настаивающие на своем праве курить рядом с некурящими, сравнимы с теми, кто заявляет о своем праве ездить на красный свет. Право курить заканчивается там, где начинается вред для других людей. Никто не говорит человеку, что курить противозаконно. Противозаконно курить там, где это может нанести здоровью окружающих вред. Надежда на неправильное понимание правительством России своей обязанности защищать своих граждан. Противозаконной надо сделать любую рекламу смертельно опасных сигарет и то, что преуменьшает опасность курения.

35 лет назад я принимал участие в создании закона по запрету курения в самолетах. Тогда нам тоже предрекали мятежи тех, кому запрещено это делать на борту самолета. Но этого не произошло. Сейчас невозможно себе представить человека, курящего в кресле самолета рядом с другим. Сегодня табачные компании использовали те же аргументы по запрету курения в аэропортах, якобы для защиты прав курящих. Все это — опробованные методики, чтобы отвлечь общественное внимание от тех уловок, которые они сами пытаются осуществить. В частности, таким образом они завуалированно поддерживают право приобретения сигарет несовершеннолетними, чтобы приучить их к табаку как можно раньше.

Суперлегкий обман

— В последние годы в России повысился процент курящих сигареты «легкие» и «суперлегкие». Табачные компании продают их с посылом как менее опасные. В чем здесь уловка?

— Это классический пример того, что табачные компании уверены: люди в одной стране не знают, что в этом плане происходит в остальном мире. Табачные компании начали рекламировать «легкие» и «суперлегкие» сигареты в России и Китае много лет спустя, когда в других странах уже был принят такой запрет. И в последние 20 лет в России повысился процент курящих «легких» сигарет, поскольку табачные компании продают их с посылом как менее опасные. Но это не так: все сигареты вредны. Табачники идут дальше: они изменили дизайн сигарет, сделав их белого цвета, так как в сознании людей белое ассоциируется с безопасностью. Хотя исследования показали: такие сигареты не менее вредны. Когда такие уловки табачники начали использовать в Уругвае, правительство страны ответило законом. Это одна из причин, почему в Австралии все сигареты теперь продаются в одинаковых коричневых пачках. Правительства должны проводить те же маркетинговые исследования, что проводят табачники, ищущие возможность повысить привлекательность курения.

То же самое и со «страшилками» на пачках сигарет. Около 40 стран внесли в свои законы обязанность табачных компаний помещать такие картинки с обеих сторон пачки. И чтобы они были реалистичными. Это помогло изменить отношение к курению молодежи и показало высокую эффективность в таких странах, как Австралия, Бразилия, Канада. В странах, где картинки были менее убедительны (например, в Индии), они не оказали такого влияния. Надеюсь, в России будет введен четкий регламент на помещение картинок на обе стороны пачек сигарет.

— Неужели и указание смол, никотина и диоксида углерода на пачках сигарет тоже обман?

— Конечно. Обычный человек полагает: если в сигаретах меньше этих веществ, то они более безопасны. Это не так. Уловка сокрыта в методике измерения уровня смол и толковании этих показателей: указанное на пачке не имеет ничего общего с количеством вредных веществ, получаемых курильщиком. Это одна из уловок, на которую правительства стран должны обратить особое внимание. Огромный объем научных исследований показал: даже сигареты с более низким уровнем содержания смолы и никотина не являются менее опасными. В США организации, которые настаивали на указании количества вредных веществ в сигаретах, теперь признают: табачные компании ввели их в заблуждение. 30 лет назад я работал в антитабачной лаборатории и проводил такие измерения.

Кроме того, очень важно при отмене терминов «легкие» и «суперлегкие» заставить компании упоминать, что эти сигареты были таковыми. Во многих странах, где эти термины были запрещены, табачные компании просто изменили цвет пачек. Синий цвет стал соответствовать легким сигаретам, серебристый — суперлегким. Таким образом, произошел обман населения.

И страшилки стали занимать 80% площади пачки. Там считают: это единственный способ предотвратить дальнейший обман населения табачными компаниями. Я был и в Австралии, и в Уругвае — там эти меры должны принести огромный успех.

— По поводу электронных сигарет. Они благо для курильщиков или очередной обман?

— Пока нет никаких процедур контроля их качества. Нет стандартов и нормативов, касающихся состава электронных сигарет. Табачные компании всячески препятствуют контролю их качества со стороны экспертных органов. И, видимо, не зря. В некоторых исследованиях отмечен высокий уровень содержания никотина в электронных сигаретах. Потребителям надо знать об этом.

«Пропаганду вреда курения должно финансировать государство»

— Что вас больше всего удивило в России относительно табакокурения?

— Три вещи наиболее поразили меня. Первая: в течение последних 10 лет и в России табачные компании используют те же самые тактики, что использовали 40—60 лет назад в Европе и США. Эти уловки и трюки направлены на то, чтобы повысить привлекательность курения в аудитории молодых девушек. Сейчас я наблюдаю рекламу сигарет, направленную именно на юных девушек. Последний раз в США такая реклама была в 60-х годах! И только спустя 15 лет в Америке мы отмечали медленное уменьшение женщин, заболевших раком легких. Уже несколько десятилетий у нас такой вид рекламы под запретом.

Второе, что меня очень поразило: аргументы табачных компаний о защите курения на рабочих местах, в барах и ресторанах. Это те же самые аргументы, которые они приводили в других странах и в результате проиграли.

Третье: вмешательство табачных компаний в решения государственных органов очень напоминают аналогичные вмешательства в других странах мира. Они делают все, чтобы смягчить принимаемые строгие законы. Я только что приехал с Украины. В течение последних полутора лет там обсуждается проект закона о запрете рекламы табачных изделий — он должен был запретить все виды рекламы. Но табачные компании заручились поддержкой союзников в парламенте Украины, и у них получилось внести свои изменения в закон, и парламент проголосовал за закон с этими поправками.

— Но в России закон по борьбе с курением до сих пор не принят...

— Я не впервые наблюдаю практику, когда чиновники высокого уровня и парламентарии сами «лоббируют» интересы табачного бизнеса. Два года назад парламент Индонезии обсуждал проект закона, согласно которому табачная продукция считалась вреднoй и вызывающей зависимость. До момента, пока закон не был послан на подписание президенту страны. И положение об объективных свойствах табака, о табачной зависимости было исключено из этого закона. В итоге были выявлены парламентарии, которые были тесно связаны с табачными компаниями, и они признались в своей вине в этом. Правительству пришлось вернуть законопроект на доработку. И начальные формулировки были включены. После этого законопроект был окончательно подписан.

В США на борьбу с курением огромное влияние оказала пропаганда здорового образа жизни. Мы научились формулировать наш посыл таким образом, что он оказывал огромное влияние на молодых людей. Наиболее эффективными оказались конкретные примеры людей, осознавших вред курения. Влияние на молодых оказали и факты, рассказывающие о манипуляциях табачных компаний общественным сознанием. Я уверен, что такие мероприятия будут хорошо работать и в России. Кстати, ВОЗ вместе с Международной организацией по защите здоровья легких проводили социсследования в России, в ходе которых пытались выяснить, какие приемы пропаганды будут наиболее эффективны среди российского населения. Оказалось: россияне откликаются на те же виды пропаганды, что и жители других стран. Пропагандистские кампании особенно эффективно воздействуют на молодежную аудиторию и способны противодействовать маркетинговым приемам табачных компаний.

Статистика показывает, эти мероприятия чрезвычайно эффективны в финансовом плане: сами имеют низкую стоимость и позволяют сократить расходы на здравоохранение. США не единственная страна, где такие компании проводились. Мировым лидером в их проведении скорее служит Австралия. В последние годы такие кампании проводятся в Индии, Турции, доказывая свою эффективность.

— А кто должен финансировать такие кампании? Ведь пропагандистские мероприятия требуют значительного периода времени.

— Последнее очень важно. В них должны участвовать и частные компании, и государство. Как родитель я прекрасно себе представляю: каждый год множество детей достигает возраста уязвимости по отношению к курению. Поэтому пропаганда вреда табака должна проводиться не один или два года, а в течение большого количества лет, чтобы достичь успеха. Но все это приносит результат. Пример: город Нью-Йорк, 10 лет назад число курящих учащихся старших классов школ было около 20% (похожая ситуация сегодня в России). Сейчас в Нью-Йорке только 7% учеников старших классов школ курит. Что еще более удивительно: рост продолжительности жизни в Нью-Йорке увеличился на 3 года с момента начала проведения этих кампаний. Это чрезвычайно поучительно для России, где мужчины живут намного меньше, чем в других странах с похожим уровнем развития.

Пропагандистские мероприятия вреда курения в Америке шли рука об руку с запретом на курение в помещениях и повышением акцизов на табачную продукцию. В итоге в течение 10 лет удалось добиться значительного повышения процента некурящих. И в других странах наблюдалась похожая картина. Причем в значительно более короткое время после внедрения запрета на курение в помещениях. В частности, мы наблюдали снижение поступающих в больницы с сердечным приступом. Заболевания сердца являются ключевой причиной смертности в России. В этом свете запрет на курение в помещениях в России окажет немедленное влияние на здоровье россиян и предотвратит сердечные катастрофы.

Акция «Поддержи антитабачный закон».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах