— Словосочетание «Смутное время» знакомо многим. Понятно, что речь идет о годах «после Грозного» и «до Романовых». Можно ли более точно обозначить границы этого чрезвычайного периода в истории русской государственности?
— Хотя документы «о смуте на Руси» исследуются специалистами-историками уже более двух столетий, конкретных временных рамок Смутного периода до сих пор не «узаконено». Кто-то из ученых относит возникновение «неустроения в государстве Российском» к смерти Ивана Грозного в 1584 году, кто-то полагает, что Смуте положила начало смерть последнего из наследников всемогущего властителя — царя Федора Иоанновича (в 1598-м), после чего пресеклась русская правящая династия... Что касается окончания Смуты, то здесь тоже нет единого мнения. То ли ее «похоронили» выборы нового царя из рода Романовых на Земском соборе в 1613 году, то ли последним «обострением» кризиса в стране стало вторжение польских войск в 1618-м и заключение мира в подмосковном селе Деулино...
— Самое «громкое» событие, повлекшее за собой приход Смуты и вереницу сменявших один другого российских правителей, — загадочная смерть младшего сына Ивана Грозного, Дмитрия, в 1591 году.
— Исследования, проведенные уже в наши дни, полностью исключают версию «заказного» убийства царевича. На основании всех сохранившихся в архивах документальных сведений историк Л.В.Столярова и специалист по эпилептическим заболеваниям П.В.Белоусов сделали вывод: Дмитрий умер от эпилептического припадка и упал на нож, которым «игрался» в тот момент, уже мертвым.
Династический кризис в России действительно среди главных причин Смуты. Прямых кандидатов на престол не осталось, и занять вакантный трон в Кремле нашлось много желающих — не только представителей знатных боярских фамилий, относивших себя к Рюриковичам, но и вовсе одиозных, криминальных даже персонажей. Всего исследователи насчитали в тот период 9 претендентов-самозванцев. Среди них в документах фигурируют «вор Сидорка», «вор Петрушка»... Но самыми известными были, конечно, два Лжедмитрия, одному из которых удалось на некоторое время захватить царский трон.
— Среди главных «положительных» героев Смутного времени, конечно, вне конкуренции Минин и Пожарский. Однако в биографиях этих исторических деятелей существовали «белые пятна».
— За прошедшие с той поры четыре столетия многие факты оказались «стерты», искажены или даже подменены легендами. Например, уже долгие годы не утихают споры по поводу того, действительно ли князь Пожарский перед смертью своей принял схиму. И хотя проведенные еще в середине XIX века раскопки на месте захоронения героя в Суздале показали, что он погребен в боярском, а не в монашеском одеянии, однако молва оказалась живучей.
Еще одно устойчивое заблуждение: якобы этот «освободитель земли русской» впоследствии претендовал на российский престол. На самом же деле, хотя Пожарский и был из рода Рюриковичей, однако документов, где упоминалось бы о его намерении занять царский трон, не обнаружено. Зато имеются другие факты. Пожарский выступал против избрания на престол кого-либо из русских бояр, поскольку от них «много всяческих неправд вышло». Вместо этого князь ратовал за приглашение в страну правителя из-за рубежа, который мог бы стать над междоусобной склокой, разгоревшейся в стране во времена Смуты. В качестве претендента он называл шведского принца Карла-Филиппа и даже писал на сей счет императору Священной Римской империи и шведскому королю. Однако из этих «династических проектов» Пожарского ничего не вышло (оно и к лучшему: ведь тот самый принц Филипп умер в 20 лет).
Так и неизвестно доподлинно место рождения героя, возглавившего народное ополчение, хотя версий на сей счет существует множество. Дату рождения Пожарского историки определили, исходя из упоминания в грамоте, составленной его матерью: 1578 год, на день святых Космы и Дамиана. Это, к слову сказать, еще один аргумент в пользу того, что настоящее, крестильное имя у знаменитого исторического персонажа было Кузьма, однако из-за своего «простонародного» звучания оно впоследствии было заменено, и стал Пожарский везде называться Дмитрием: ведь это имя куда более «княжеское», «придворное». Но наиболее весомым доказательством в данном вопросе является обнаруженная лишь на рубеже XX–XXI веков духовная грамота Пожарского. Нашли ее в нашем архиве при разборе документов XVII столетия среди бумаг, относящихся к наследственному делу детей Пожарского и его второй жены.
Более скудны подлинные сведения о другом знаменитом организаторе народного ополчения. В роду «торговых людей» по обычаю тех далеких времен не было устоявшегося семейного прозвища, поэтому нам неизвестно, как именовались предки Кузьмы Минина.
Допустимо предположить, что нижегородский мясоторговец Минин еще в «мирные времена» вел дела с князем Пожарским, владельцем крупных вотчин на Нижегородчине. Личная встреча двух героев освободительной войны русского народа могла произойти даже до приезда официальной депутации от земского ополчения в «село Волосынино, Мугреево тож» , где жил, оправляясь от ран, Пожарский. Возможно, Минин предварительно наведался в эту усадьбу «на разведку» — узнать, каково самочувствие князя, сможет ли он возглавить военный поход.