— Евгений Абрамович, откуда такая напасть со всеобщим слиянием школ?
— Представлять директора школы директором единственного школьного здания неверно: крупные образовательные комплексы из 3–4 зданий — школ, детских садов — существуют в Москве давно и не вызывают нареканий. Согласитесь, объединение хороших, привлекательных для родителей школ с соседними, куда никто не идет, вполне оправданно. Да и учителя, если такое объединение шло постепенно и разумно, не увольнялись. Крупный комплекс имеет свои плюсы: он более самостоятелен, может себе позволить то, что не под силу другим. Например, купить автобус. Или регулярно организовывать поездки детей. Я уж не говорю о большем разнообразии родителей — тут и артисты, и юристы, и каждый может чем-то помочь своей школе. Целесообразно объединение и в условиях финансирования по числу детей: иначе рано или поздно маленькой школе будет нечем платить зарплаты учителям. Не забывайте, что к началу нового учебного года родители не захотели записать своих детей в 1-е классы 80 московских школ! Так не лучше ли объединить эти школы с сильными, популярными?! Однако сейчас тревожит другое. Объединение школ стало приобретать характер кампании. А чиновники стали отчитываться о темпах объединения.
— Особенно пугает объединение обычных школ с девиантными...
— Это очень важный момент. Система образования разнообразна: школы для детей с девиантным поведением, инклюзивные, школы для одаренных детей или те, где много детей мигрантов. И каждая имеет свои особенности, методики преподавания, даже устройство классов. Механическое объединение таких учебных заведений приводит к серьезным рискам. Взять хотя бы девиантные школы. Этим ребятам нужны особые педагоги, и гораздо рациональнее, да и просто дешевле решать проблемы таких детей в школах особого типа. Эта работа дает хорошие результаты: рецидивы у воспитанников минимальны.
То же — со школами для одаренных детей. Сразу оговорюсь: эти дети не лучше других — просто они могут больше пахать и постигать, чем обычные. И эта возможность у них должна быть, причем не за счет родителей, а за счет государства. Эти дети — наше будущее! Но пока особую работу с ними ведут особые преподаватели. А потому такая школа стоит дороже, чем обычная. Но ведь и результат виден. А мы собираемся растворить эти школы среди других. А потом что, начнем выполнять майский указ президента по поддержке талантливых детей и начнем воссоздавать эти школы с нуля? Нужен разумный подход.
— Начавшееся тотальное слияние вряд ли подходит под это определение...
— Переход ко всеобщему объединению, с моей точки зрения, не оправдан. Конечно, за рубежом встречаются крупные образовательные комплексы. Но они задумывались и строились такими с самого начала, а не собирались с бору по сосенке. Да и свои традиции не стоит ломать. Мы выстроили в образовании некую финансово-организационную модель. При некоторых недостатках в целом она работоспособна. Но пока модель сделана лишь приблизительно — молотком и кувалдой. Теперь нужна тонкая доводка. А мы то укрупняем, то разукрупняем, то сливаем науку с образованием, то разливаем...
Между тем
<p>Проблему начавшегося объединения обычных московских школ с девиантными обсудила Комиссия Мосгордумы по образованию. Депутаты решили предложить министру образования Москвы Исааку Калине впредь принимать решения об объединении такого рода только на заседаниях коллегии Департамента образования и с участием представителей городской Думы и всех заинтересованных ведомств. Со своей стороны замдиректора департамента Игорь Павлов заверил депутатов, что все принятые ранее решения о слиянии трех московских школ для детей с девиантным поведением из имеющихся десяти прошли сугубо «по инициативе родителей и педагогических коллективов объединяемых школ. И если остальные 7 учреждений этого типа не захотят, их никто сливать не будет».</p>— А насколько управляемы крупные образовательные «холдинги»?
— Департаменту, конечно, легче управлять 300 директорами школ, чем 1,5 тысячи. Но легче и лучше должно быть не чиновнику, а ребенку. Конечно, разумная оптимизация полезна: ну, не нужно школе 10 замдиректоров! Но в данном случае оптимизация неочевидна и неестественна по скорости. Необдуманными слияниями мы походя разрушаем атмосферу многих школ. Причем школ хороших, и не факт, что при слиянии одной из них с тремя плохими атмосфера хорошей передастся остальным... Реформа должна быть только в тех школах, где есть большие проблемы. Хорошие школы трогать не надо — и уж тем более во имя отчетных документов!
— Родители и члены школьных управляющих советов утверждают, что планы тотального слияния школ готовились втайне от них. Это правда?
— Нет, об этом говорили давно. Просто сейчас процесс набрал такую скорость, что всех ошеломил.
— И школы имеют право отказаться от слияния?
— Для решения об объединении необходимо согласие управляющего совета школы — по крайней мере, так было по состоянию на 1 сентября этого года. Знаю случаи, когда управляющий совет был не согласен с предложенным объединением и Департамент образования его отменял.
— Вы рассказали, чем объединение школ может обернуться для учеников. А что оно принесет учителям?
— Увольнение директоров школ, не сумевших набрать 1-е классы, было закономерным: большинство из них были явно не очень квалифицированными. Однако сейчас, когда слияние школ стало массовым, работу теряют и хорошие директора с завучами. Речь идет о сотнях нормально работавших людей, и все они не знают, куда пойдут, когда их школы объединятся с другими. Но об этом никто не думает. Нельзя бросаться такими кадрами — особенно теми, кто работал с девиантными детьми. Весь процесс необходимо вести гораздо тоньше, спокойнее и внимательнее!