В преддверии 400-летней годовщины освобождения Москвы от иноземных захватчиков и одоления смуты на Руси, корреспондент «МК» встретился с сотрудником Российского государственного архива древних актов Геннадием Якушкиным — одним из авторов выставки «Преодоление Смуты», которая открывается в Выставочном зале федеральных архивов.
— Словосочетание «Смутное время» знакомо многим. Понятно, что речь идет о годах «после Грозного» и «до Романовых». Можно ли более точно обозначить границы этого чрезвычайного периода в истории русской государственности?
— Хотя документы «о смуте на Руси» исследуются специалистами-историками уже более двух столетий, конкретных временных рамок смутного периода до сих пор не «узаконено». Кто-то из ученых относит возникновение «неустроения в государстве Российском» к смерти Ивана Грозного в 1584 г., кто-то полагает, что Смуте положила начало смерть последнего из наследников всемогущего властителя — царя Федора Иоанновича (в 1598-м), после чего пресеклась русская правящая династия... Что касается окончания Смуты, то здесь тоже нет единого мнения. То ли ее «похоронили» выборы нового царя из рода Романовых на Земском соборе в 1613 г., то ли последним «обострением» кризиса в стране стало вторжение польских войск в 1618-м и заключение мира в подмосковном селе Деулино... Есть логика и в том, чтобы определить рубежом полного завершения смуты и государственной нестабильности год 1645-й, когда на русский престол взошел второй царь из рода Романовых — Алексей Михайлович, и тем самым в стране реально укрепилась новая правящая династия.
— Едва ли не самое «громкое» событие, повлекшее за собой приход Смуты и вереницу сменявших один другого российских правителей, — загадочная смерть младшего сына Ивана Грозного Дмитрия в 1591 г.
— Исследования, проведенные уже в наши дни, полностью исключают версию «заказного» убийства царевича. На основании всех сохранившихся в архивах документальных сведений историк Л. В. Столярова и специалист по эпилептическим заболеваниям П. В. Белоусов сделали вывод: Дмитрий умер от эпилептического припадка и упал на нож, которым «игрался» в тот момент, уже мертвым.
Династический кризис в России, действительно, — среди главных причин Смуты. Прямых кандидатов на престол не осталось, и занять вакантный трон в Кремле нашлось много желающих, — не только представителей знатных боярских фамилий, относивших себя к Рюриковичам, но и вовсе одиозных, «криминальных» даже персонажей. Всего исследователи насчитали в тот период 9 претендентов-самозванцев. Среди них в документах фигурируют «вор-Сидорка», «вор-Петрушка»... Но самыми известными были, конечно, два Лжедмитрия, одному из которых удалось на некоторое время захватить царский трон.
— Среди главных «положительных» героев Смутного времени конечно, вне конкуренции Минин и Пожарский, организовавшие общенародный поход против польских интервентов и освобождение Москвы. Однако в биографиях этих исторических деятелей существовали «белые пятна».
— За прошедшие с той поры 4 столетия многие факты оказались «стерты», искажены или даже подменены легендами. Например, уже долгие годы не утихают споры по поводу того, действительно ли князь Пожарский перед смертью своей принял схиму. И хотя проведенные еще в середине XIX в. раскопки на месте захоронения героя в Суздале показали, что он погребен в боярском, а не в монашеском одеянии, однако молва оказалась живучей: мне довелось в очередной раз услышать о «монашестве» Пожарского буквально неделю назад.
Еще одно устойчивое заблуждение: якобы этот «освободитель земли Русской» впоследствии претендовал на российский престол. На самом же деле, хотя Пожарский и был из рода Рюриковичей, однако документов, где упоминалось бы о его намерении занять царский трон, не обнаружено. Зато имеются другие факты. Пожарский выступал против избрания на престол кого-либо из русских бояр, поскольку от них «много всяческих неправд вышло». Вместо этого князь ратовал за приглашение в страну правителя из-за рубежа, который мог бы стать над междоусобной склокой, разгоревшейся в стране во времена Смуты. В качестве претендента он называл шведского принца Карла-Филиппа и даже писал на сей счет императору Священной Римской империи и шведскому королю. Однако из этих «династических проектов» Пожарского ничего не вышло (оно и к лучшему: ведь тот самый принц Филипп умер, дожив всего до 20-ти лет).
Так и не известно доподлинно место рождения героя, возглавившего народное ополчение, хотя версий на сей счет существует множество. Дату рождения Пожарского историки определили, исходя из упоминания в грамоте, составленной его матерью: 1578 год, на день святых Козьмы и Дамиана. Это, к слову сказать, еще один аргумент в пользу того, что настоящее, крестильное имя у знаменитого исторического персонажа было Кузьма, однако из-за своего «простонародного» звучания оно впоследствии было заменено, и стал Пожарский везде называться Дмитрием: ведь это имя куда более «княжеское», «придворное». Но наиболее весомым доказательством в данном вопросе является обнаруженная лишь на рубеже XXI века духовная грамота Пожарского. Нашли ее в нашем архиве при разборе документов XVII столетия среди бумаг, относящихся к наследственному делу детей Пожарского и его второй жены.
Более скудны подлинные сведения о другом знаменитом организаторе народного ополчения. В роду «торговых людей» по обычаю тех далеких времен не было устоявшегося семейного прозвища, поэтому нам не известно, как именовались предки Кузьмы Минина. (Зато о потомках героя-патриота есть точные сведения, — род мининский пресекся на его сыне Нефёде.)
Согласно последним исследованиям Минин не имел отношения к волжскому городу Балахне, а происходил из нижегородских купцов. Допустимо предположить, что мясоторговец Минин еще в «мирные времена» вел дела с князем Пожарским, владельцем крупных вотчин на Нижегородчине. Личная встреча двух героев освободительной войны русского народа могла произойти даже до приезда официальной депутации от Земского ополчения в «село Волосынино, Мугреево тож» (современное село Мугреево-Никольское на территории Ивановской области — ред.) где жил, оправляясь от ран, Пожарский. Возможно, Минин предварительно наведался в эту усадьбу «на разведку» — узнать, каково самочувствие князя, и сможет ли он возглавить военный поход.
Факты 400-летней давности:
* На церемонии коронации польского ставленника Лжедмитрия I в Кремле среди прочих приглашенных знатных персон присутствовал и будущий освободитель Москвы от поляков князь Пожарский.
* После торжеств «помазания на царство» Лжедмитрий хотел, чтобы во всех официальных «отношениях» его величали царем, но «коллега» — польский король был категорически против этого. На грамотах и именных печатях самозванец «титуловался» так: «...многих господарств господарь и обладатель», «Божью милостию царевич московский Дмитр Иванович» или просто — «Дмитрей царевич».
* При допросе Станислава и Яна Бучинских — бывших секретарей уничтоженного в Кремле «самозванца № 1», выяснилось, что, утвердившись на московском троне, Лжедмитрий всерьез намеревался ввести католичество на Руси.
* Сохранилось свидетельство современника, где содержится любопытная характеристика отца первого государя из рода Романовых и будущего патриарха — Федора Никитича Романова,. Находясь во времена правления царя Бориса Годунова в ссылке в монастыре, он вел себя достаточно светски и свободно: «...И живет старец Филарет не по монастырскому чину, всегды смеется неведомо чему и говорит про мирское житье, про птицы ловчие и про собаки, как он в мире жил, и к старцом жесток; ...лает их и бить хочет... А ныне в Великой пост у отца духовного тот старец Филарет не был, и к церкви... на прощанье не приходил, и на крылосе не стоит...».
* В период правления Лжедмитрия среди бояр, симпатизировавших ему, оказался и князь Д. П. Трубецкой. Однако после бесславной смерти самозванца он сам активно включился в «гонку за троном». В числе прочих «PR-акций» Дмитрий Тимофеевич, например, неоднократно устраивал могучие попойки для казаков, переманивая их на свою сторону.
* По обычаям того времени князь Пожарский не мог сразу согласиться с предложением прибывшей к нему делегации и возглавить полки народного войска, идущие против поляков. «Правильным» было дважды отказать мининскому посольству, и лишь после этого принять начальство над ополчением, сформированным в Нижнем Новгороде.
* Получив от посольства Земского собора известие об избрании его на царство, Михаил Федорович Романов в сопровождении матери своей приехал из костромского Ипатьевского монастыря в Москву, но здесь вдруг отказался «идти в цари». Причиной столь неожиданного решения стали те ужасные картины абсолютного разорения и криминализации страны, которых насмотрелся Михаил во время поездки из Костромы в Белокаменную. Пришлось боярам упражняться в красноречии, убеждая юношу изменить свое решение.
* Во время пышной церемонии венчания Михаила Федоровича Романова на царство «царскую диадиму и венец и чепь златую на блюде под драгою пеленою протопоп нес на голове со страхом и трепетом и со всяцем благоговением. Царский скипетр нес боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский...»
х х х
Историко-документальная выставка «Преодоление Смуты в России в начале XVII века» открыта c 25 октября до 23 декабря 2012 г. в Выставочном зале федеральных архивов (Б. Пироговская ул., 17) ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 12 до 18 ч. Посещение бесплатное.