МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Никто «Аврору» не бросал!

Директор Центрального военно-морского музея Андрей Лялин: «Вы знаете, как охраняются банки? И как охраняется крейсер, обычным гражданам знать тоже необязательно»

«Аврору» покинули последние матросы». «Охранять легенду российского флота стало некому». «В отсутствие боевого экипажа никто не даст гарантии, что корабль не пострадает от вандалов». Несколько дней назад этими новостями забурлил Интернет. Что действительно произошло с легендарным крейсером, защищен ли он на своей вечной стоянке от грабителей и мародеров, решил выяснить спецкор «МК».

Фото: Екатерина Сажнева

На Петроградской набережной Невы не протолкнуться от туристов и продавцов сувениров. «Людей сегодня гораздо больше, чем раньше приходило по выходным, — делится со мной продавщица Наташа, рекламируя свой товар. — Мы, честно говоря, даже рады, что начались эти непонятки с охраной крейсера — у нас покупают больше, многие приезжие, не разобравшись, уверены, что музей от греха подальше вообще закроют для посетителей».

Никто «Аврору» не бросал!

Смотрите фотогалерею по теме

В двух метрах от «Авроры» — маленькая будочка, возле нее прогуливается полицейский с надписью на жетоне «Патрульно-постовая служба». Он отгоняет зевак и объясняет всем желающим, что сегодня экскурсий не будет — «поздно уже, у нас до четырех», но фотографироваться за заграждением, не нарушая порядок, — это пожалуйста.

— Это вы охраняете крейсер? — интересуюсь я у одинокого полицейского.

— Я охраняю общественный порядок. А не сам крейсер. И это временное явление, — охотно объясняет мне парень.

Так кто же действительно сегодня караулит «Аврору»?

Большинству россиян судно известно только из-за холостого залпа шестидюймовки в октябре 17-го, что было сигналом к штурму Зимнего дворца. Октябрь, кстати, месяц роковой для «Авроры». В прошлом году именно в октябре была предпринята попытка захвата крейсера питерскими анархистами. Те проникли на палубу под видом туристов, вывесили «веселого Роджера» на рее и, пока их не сняла оттуда полиция, информировали всех желающих, что хотят бороться с мировой нищетой и кормить голодающих. «Авророво воскресенье» так и осталось в относительной тени и «пусси райот» тогда не стало. Задержанным «борцам с голодом» вкатили банальную административку.

Но простые питерцы, как ни странно, большей частью не поддержали хулиганов в их стремлении вовлечь крейсер в скандал — хотя бытует мнение, что с «Авророй» давно пора что-то делать, что крейсер давно дышит на ладан, что ему нужен срочный ремонт, что он вообще «подделка», так как оригинальный корпус был распилен на верфях тридцать лет назад, и даже что от реальной «Авроры», ржавеющей на дне Невы, давно ничего не осталось... Поэтому, мол, крейсер, на борту которого пару лет назад устроил славную корпоративную вечеринку Михаил Прохоров, и был выведен из состава ВМФ.

А теперь вот и последние матросы вроде как оттуда ушли...

— Давайте начнем по порядку, — говорит директор Центрального военно-морского музея Андрей Лялин. — Сразу хочу сказать, что очень приятно, что широкой общественности небезразличны проблемы музея. Но когда журналисты, даже не разобравшись в том, что происходит, нагоняют волну, что корабль брошен, что Андреевский флаг на нем больше не поднимается и в самом музее дежурят три вахтера... Я понимаю, что вам нужны горячие новости. Но не такой же ценой, — Лялин кивает на кипу питерских и федеральных газет на своем столе, большая часть заголовков кричит о том, что «Аврора» предана и оставлена военными.

— Говорят, что два года назад корабль был выведен из состава Военно-морского флота.

— Никто «Аврору» не бросал. Центральный военно-морской музей принадлежит и всегда принадлежал структурам Министерства обороны. Мы головное учреждение, и у нас есть филиалы. Один из самых любимых мною филиалов — был и остается — крейсер «Аврора». Все технические моменты, связанные с эксплуатацией «Авроры», лежат на плечах Минобороны. Требования и директивы у нас идут только оттуда. А все мероприятия за период, который я руководил музеем, они проходили по строгому сценарному плану. Одни из последних мероприятий, которые проводились, это прием в курсанты учащихся морских колледжей и училищ. Мы собираем ветеранов, детей, готовим концерты с легендарным адмиралтейским оркестром...

— А можно сегодня сдать корабль под корпоратив? Как тогда с Прохоровым...

— Нельзя. Это корабль-музей. Это имиджевая составляющая города. На сегодняшний день это единственный корабль в России, сохраненный в таком состоянии. «Аврора» — визитная карточка Санкт-Петербурга.

— Тогда что же сейчас-то происходит? Ведь военные с крейсера действительно ушли.

— Происходит всплеск эмоций. Недопонимание стратегического развития. Раньше корабль охраняли так — теперь будут охранять по-другому. Но этого не понимают. Происходит переформирование воинского экипажа на гражданский коллектив. Надо смотреть с позиции сегодняшнего дня и тех документов, которыми мы руководствуемся. От юридической составляющей до экономической.

— Денег, что ли, нет, чтобы охранять крейсер?

— Вопросы охраны — сугубо специфические и внутренние дела учреждения. Вы знаете, как должны охраняться банки, музеи? Вам этого никто не скажет. Это секретная информация для внутреннего пользования. Наш крейсер — культурно-исторический памятник, на нем хранятся большие ценности, они требуют специального и профессионального подхода и полномочий охраны.

— То есть новая охрана «Авроры» — секретная информация?

— Почему? Просто необязательно окружающим знать, как и где у нас размещены технические средства. Есть разные степени охраны. То, что на палубе дежурил вахтенный, это была охрана? Это была вахта! Это был символ. Так же как и подъем флага. А охранные функции должны лежать на специализированных организациях. В данном случае на структурах Министерства внутренних дел и вневедомственной охраны. С ними сейчас и идут переговоры.

— А... Вот теперь я поняла, это называется аутсорсинг в рамках оптимизации армии — когда и охрана, и уборка на корабле будут производиться специально отобранными гражданскими лицами. А нельзя было оставить морячка в форме? Красиво ведь!

— А зачем? Моряки в форме и так остались. Воинские ритуалы будут проходить по-прежнему. Посетители будут видеть, что морская форма на крейсере есть. У нас даже вакансии открыты, чтобы принимать к себе флотских специалистов. Полный штат «Авроры» составляет 38 человек, из них 32 — технические специалисты и только 6 — музейные работники. Моряков стало даже больше, чем было.

— Кстати, летом еще кричали о том, что крейсер, оставшись без присмотра, вдруг накренился набок и чуть не затонул.

— Хорошо, что у нас бдительное население, которое сразу обращается в МЧС и другие спасательные структуры. Плохо, что они не в курсе, что у нас на тот момент проводились плановые хозяйственные работы на корабле. На крейсере постоянно находится несколько цистерн с водой для балласта, это большие цистерны под 20 тонн, и они требуют периодической ревизии и замены воды. Естественно, по закону физики корабль в этот момент меняет свой крен. А все восприняли это как ЧП и аварийную ситуацию. Якобы кто-то ночью врезался в борт. Людям бесполезно что-то объяснять, если они хотят видеть свое, сами знаете... Хотя, конечно, приятно осознавать, что «Аврору» так любят, переживают за ее судьбу и морские традиции, и все, что происходит на ней, сразу становится достоянием широкой общественности!

Санкт-Петербург — Москва.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах