Московская Колмогоровская школа оборудована по последнему слову науки и техники. Только, увы, не сегодняшних, а времени своего создания — 1963 года. Старое здание, десятилетиями не знавшее капремонта, допотопное оснащение физической лаборатории, чистенькие, но бедные комнатки общежития на пять коек... Всё это увидели и оценили вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец и глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.
Впрочем, СУНЦ (специализированный учебно-научный центр) МГУ еще крупно повезло. Он, так же как и аналогичный центр для одаренных детей в Санкт-Петербурге, входит в университетские структуры. А потому имеет гарантированное финансирование из бюджетов этих вузов:
— Наше ежегодное финансирование школы, — уточнил ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий, — составляет 170 млн рублей. На зарплаты идет 70 миллионов. С 2009 года в ремонт и оборудование мы вложили 40 миллионов, а на будущий год вложим еще 20.
(Для справки: в Москве одна «душа» обычного старшеклассника стоит 123 тысячи рублей в год, а в СУНЦ МГУ — 137 тысяч.)
А вот дела других российских СУНЦ совсем плохи, сообщили Ольге Голодец и Дмитрию Ливанову приехавшие на встречу с ними директора, — в России на сегодняшний день всего-то шесть таких школ, где учатся 2,2 тысячи самых талантливых ребят. В вузовские структуры они не входят, а потому от университетов не имеют ничего. Да и деньги, положенные самым обычным школьникам, они сплошь и рядом не получают: механизм «деньги следуют за учеником» на финансировании одаренных детей почему-то дает сбой, и бюджетные средства оседают где-то по дороге. На данный момент никто не может точно сказать — где именно. Получается, что школы для талантов не только не имеют положенных доплат (вырастить гения стоит намного дороже, чем обычного человека), но даже минимума, достающегося всем остальным. Такая вот получается господдержка талантов.
— Нормативная база, по которой работают с одаренными детьми, нуждается в уточнении и пересмотре, — признал Дмитрий Ливанов. — Нельзя жить по постановлениям СМ СССР 1988 года и тем более 1963-го! Нынешняя сложность заключается в том, что СУНЦ внутри университетов должен следовать типовым положениям как среднего, так и высшего образования. Эти школы должны иметь особый статус, и это должно быть отражено в нормативной базе. Учтем и пожелания сделать более гибким учебный процесс в таких школах, чтобы участники Олимпиад не имели проблем в связи с подготовкой и участием в них. Будем решать эти вопросы — возможно, через дополнения к Закону «Об образовании».
На том и порешили:
— Берем месяц, чтобы проработать вопрос правового статуса СУНЦ и определиться с реальными предложениями по дополнению в законодательство. За то же время надо определиться и с финансированием СУНЦ. Прошу всех директоров за это время подготовить свои предложения и программы развития.
Среди других мер реальной господдержки школ для одаренных детей Ольга Голодец назвала «серьезную задачу развития материально-технической базы — мы это сегодня видели в школе Колмогорова» и «расширение охвата талантливых детей. Финансирование таких школ должно быть выше обычного. А эти дети должны находиться на полном обеспечении государства!»