Свой вклад в обсуждение Закона об образовании в свойственной ему карнавальной манере внес Жириновский. Суть его выступления заключалась в том, что слишком хорошее образование является источником смут и потрясений. Поэтому, рассматривая в качестве приоритета стабильность, не стоит стремиться к избыточному образованию, но, опираясь на многовековой опыт, шире использовать меры принуждения по отношения к умникам-крамольникам. Жириновский — непревзойденный мастер провокации, что весьма приветствуется в актуальном искусстве. Забавно, что интеллектуалы повелись на нее и всерьез стали доказывать, что такая позиция несовместима с модернизацией. Словом, личный перформанс лидера ЛДПР удался. Не кощунницы, конечно, Владимир Вольфович меру знает, но что-то в этом роде.
Однако не стоит подозревать политического тяжеловеса в самопиаре: он — не девушки и в пиаре не нуждается, зато чутко улавливает сигналы сверху, свидетельствующие о раздражении площадной активностью молодых интеллектуалов. От обсуждения закона подобные эскапады уводят. Тем не менее интеллектуальная провокация — вещь полезная, поскольку будит мысль, в том числе педагогическую. На этом завершаю дифирамб Владимиру Вольфовичу и перехожу к рассмотрению темы, навеянной его выступлением.
Вопрос о целесообразности мер физического воздействия на детей долгое время не стоял. Разумеется, бить для их же пользы. А как иначе? Достаточно вспомнить «Домострой» времен Ивана Грозного или наставления духовного писателя, богослова и поэта семнадцатого века Симеона Полоцкого:
Плевлы от пшеницы жезл тверд отбивает,
Розга буйство из сердец детских прогоняет.
Выпалывать сорняки (плевлы) из детских душ плеткой считалось естественным и в просвещенной Европе. Телесные наказания в частных школах Англии были отменены лишь в семидесятые годы XX века. При этом высказывались суждения, что их отмена ставит крест на элитном британском образовании. Но прогресс брал свое. Забавно, что после недавних бесчинств молодежи в Лондоне министр образования Великобритании высказался в том духе, что неплохо было бы восстановить традицию телесных наказаний в школах, а в качестве наставников молодежи привлечь отставных армейских сержантов. Так что тяга к «прикладной» педагогике не связана исключительно с российским менталитетом. Тем более что Россия знала и другие времена: реформ Александра II. В феврале 1876 года в открытом судебном заседании рассматривалось дело некого Кронберга, секшего свою семилетнюю дочь по лицу. Защищал обвиняемого ловкий адвокат г-н Спасович. Выгораживая подсудимого, который за свои художества по тогдашним законам вполне мог отправиться по этапу, адвокат пытался представить семилетнюю девочку порочной воровкой. Что вызвало возмущение Ф.М.Достоевского. О чем свидетельствует его дневник:
«Ведь сам г-н Кронберг сознает, что сек ужасно. Ведь семь лет, тут семь лет, г-н Спасович. Это не серьезный преступник, который стоит перед вами, это девочка, которая сейчас же побежит играть с мальчиками в разбойники. Знаете ли вы, что такое оскорбить детей? Сердца их полны любви, а такие удары вызывают у них горестное удивление и слезы. Их рассудок никогда не в силах понять всей вины их, это надо всегда держать в виду, когда имеешь дело с младенцами».
Адвокату не удалось превратить ребенка из жертвы в подсудимую.
В те же самые семидесятые годы XIX века граждане американских городов Бостон, Кук и Аугустус начали предлагать судьям не применять к несовершеннолетним, способным встать на путь исправления, наказания, а передавать их под присмотр органов попечительского надзора. Так возникла ювенальная юстиция. Параллельно развивались социальные службы, защищающие интересы детей.
Перенесемся в современную Россию. До 2010 года включительно у нас велась работа по созданию судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних. Но работа эта вызвала сопротивление со стороны общественности, выразившееся, в частности, в массовых общественных протестах. И священноначалие РПЦ высказало озабоченность попытками введения ювенальной юстиции. Отчего так? Ведь рост насилия в семьях — ни для кого не секрет. СМИ переполнены леденящими душу примерами.
Проще всего списать такую реакцию общества на нашу нецивилизованность. Но не все так просто.
Передо мной письмо, которое любезно предоставила мне учительница, чей выпускник сейчас получает высшее образование в Великобритании. «Начав учиться в университете, я стал лучше понимать, почему люди скучают по школе. Я имею в виду отношения между учителями и учениками. В Англии система образования в этом плане сильно отличается. К примеру, есть куча независимых комиссий и организаций, которые созданы для разрешения конфликтных ситуаций и помощи студентам (и считается абсолютно нормальным жаловаться на учителей). Кроме того есть куратор, к которой можно обращаться по любым вопросам, в том числе семейным конфликтам. Но этим людям в большинстве абсолютно безразличны студенты, просто работа такая. А вам все равно не было. Хотя вы совсем не должны были этого делать, вы вырастили нас хорошими людьми, а также подготовили к взрослой жизни. Спасибо вам за это!»
Взрослый парень уловил тонкую грань между железной правовой защитой и душевными отношениями. На что же лучше опереться — на закон или благодать? Вопрос спорный.
Этим летом молодая мама, вернувшаяся с Кипра, где наши соотечественники организовали пансионат «Мать и дитя», рассказала, как неожиданно они подверглись атаке со стороны отдыхавших поблизости немцев и англичан. Организовав обучение плаванию маленьких детей под контролем специалистов, они приучали их проплывать под водой буквально несколько шагов. Что поначалу вызывало сопротивление детей, сопровождавшееся криком и плачем. Иностранцы, наблюдавшие эту картину, сочли занятия издевательством над детьми и пообещали пожаловаться в полицию.
Второй эпизод. Ребенок, как известно, стремится манипулировать родителями. Испытанный способ заставить их подчиниться своим капризам — упасть на землю и зайтись в плаче. Опытные мамы, проявляя выдержку, не реагируют, пресекая в корне подобные способы вымогательства. Наблюдая этот эпизод, иностранцы выразили свою позицию: на отдыхе дети не должны плакать. И точка. Опять же пообещали позвонить в полицию.
Самозабвенная правовая защита детей на Западе, лишающая родительских прав за шлепок по попе, благодаря СМИ становится известной нашим детям, которые делают соответствующие выводы. Не так давно в школе появился вальяжный господин, президент какой-то компании, которого привела в растерянность дочь-шестиклассница, пригрозив отцу пожаловаться на него в социальную службу. Двенадцатилетнюю паршивку не устраивает уровень подарков и то, что отец отключил ее от социальных сетей. Каковы претензии! «Ну, сначала не посадят, а оштрафуют, — парировал папа. — Но тогда мы перейдем на правовую почву. Ты будешь получать по две пары колготок в месяц, столько-то йогуртов». Дальше последовала калькуляция необходимых расходов на содержание ребенка. Все-таки родитель с экономическим образованием. Высокие отношения.
Видит Бог, я ни разу в жизни не поднял руку ни на своих, ни на чужих детей, но тут подмывало взяться за ремень. Разумеется, это не выход, и папа во всем виноват сам. Тысячу раз был прав Ф.М.Достоевский, которые писал в своем дневнике: «Семья созидается взаимно и медленно, с трудом, равно и права над ней; права эти обуславливают и обязуют. Тут труд любви, тут усилия и всех членов ее взаимною беспрерывною любовью их. Вот тогда она святыня».
Я не сторонник «добра с кулаками» применительно к детям, хотя бы потому, что ребенок, испытавший физическое насилие, перестает реагировать на нормальную речь. Но труд любви, о котором пишет классик, не означает бесконечного умиления любым поступкам ребенка. Все т.н. теории свободного воспитания потерпели фиаско. Доктор Спок, проповедовавший воспитание без принуждения, в конце жизни отказался от своей концепции. Заласканные по его системе дети, выходя в жесткую конкурентную жизнь, испытывали жесточайшие стрессы. Америка вздрогнула от двух поколений истериков.
Этим летом один мой приятель, педагог, отдыхал с восьмилетними дочками-двойняшками в недорогом пансионате. Ровно за год до этого он имел возможность вместе с женой и детьми провести часть отпуска в пятизвездочном отеле по системе «все включено». На сей раз финансы были ограничены, но к хорошему быстро привыкают. Одна из двойняшек заявила, что ее не устраивает уровень отеля и она отказывается есть ужин, который не заказывала. «Ты свободный человек, — спокойно отреагировал папа, — и имеешь право отказаться от ужина». Перед сном она потребовала еды, но папа развел руками: никакой еды в номере не было. «Неужели ты отправишь ребенка спать голодным?» — повела она атаку на психику отца. «Это был твой свободный выбор — отказаться от ужина», — прозвучало ей в ответ. «Дай мне телефон, я позвоню маме», — продолжал ребенок. «Доченька, мы за границей, и я еще не купил дешевую сим-карту, связи с мамой пока нет». Ребенок отправился спать, а отец, разбирая вещи, «случайно» обнаружил кусок хлеба и оставил его на дорожной сумке. Наутро она смела весь завтрак как миленькая, а через три дня сказала, что это лучший отель в ее жизнь.
Возможно, кто-то посчитает этот эпизод жестоким насилием, но я рассматриваю его как свидетельство не показушной, а деятельной отцовской любви.