На самом деле Дума будет рассматривать не один, а сразу два законопроекта «Об образовании»: правительственный — тот самый, что так долго писали, переписывали и обсуждали, и альтернативный, подготовленный группой депутатов во главе с первым зампредом думского Комитета по образованию Олегом Смолиным. Во многом, по словам Смолина, они совпадают. Однако некоторые отличия имеют принципиальный характер:
— Например, мы хотим включить в закон четкие социальные и финансовые гарантии учителей. Или обеспечить свободы участников образовательного процесса — в том числе введением добровольности сдачи ЕГЭ и вступления в Болонский процесс. Или выделить на финансирование образования 7% ВВП. Нам говорят, что в стране таких средств нет. Однако именно такое финансирование образования мы имели в 70-е годы ХХ века — при наших тогдашних огромных тратах на оборонку.
Запрошенных альтернативщиками средств государство, разумеется, не даст. Оно продолжит экономию на образовании.
Тем не менее некоторые дополнения еще успеют войти в текст закона в виде поправок. В школах, например, предлагается «реанимировать дополнительное образование» и первым делом ввести в 9–10-х классах обязательные уроки автовождения; а затем увеличить число бесплатных часов дополнительного образования (сейчас младшие школьники имеют право на 4 таких часа в неделю, а старшие — на 6 часов). В вузах — ввести реальную независимую государственную аттестацию выпускников и запретить набирать абитуриентов с «тройками» по профильным специальностям. Педагогов же — законодательно защитить от всяческой отчетной писанины. А то сейчас ее столько, что проверяющие не успевают читать составленные по их приказу бумаги, рассказал замечательный педагог-психолог Шалва Амонашвили:
— Однажды мы с горя послали в инстанции прошлогодний отчет. И ничего! Никакой реакции!