Монумент — 10-метровая стела белого мрамора с проступающим ликом Ельцина — осквернили так, что с ходу отмыть его от синевы оказалось невозможно. «Буквы для памятника уже изготовлены и будут установлены в ближайшее время», — отметил заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н.Ельцина Вадим Науменко. У него, в отличие от уральских геологов, прогнозы оптимистичные. Как, впрочем, и у автора монумента, который сейчас пытается его отчистить. За подробностями мы обратились непосредственно к скульптору Георгию Франгуляну:
— Удастся отчистить чернила?
— Во-первых, это не чернила. Да, удастся, к концу месяца все будет в порядке, если пойдет по плану... Спасло то, что памятник оказался покрыт специальным защитным слоем — это разработка одного химика... Это не то что пленка, но примерно как воском покрыть. Условно. Такие нанотехнологии. Причем именно на этом памятнике провели такой эксперимент, попробовали. Мало того, и отмывали специальным составом, придуманным тем же химиком...
— Так это были не чернила, вы сказали? Мне интересно, злоумышленники догадывались — как получше навредить?
— Не знаю. Может быть, в следующий раз используют чернила, потому что я, к сожалению, уже где-то сказал, что с чернилами проблем было бы больше. Но я понимал, что бочку чернил сейчас найти нереально. Надеялся на лучшее. И не зря: после анализа оказалось, что это что-то вроде темперы разведенной. Вот и отчищают теперь...
— А когда отчищают — чуть-чуть снимается верхний слой?
— Нет-нет. Если б не было этой «восковой» защиты, то пришлось бы снимать. Но буквы (надпись «ЕЛЬЦИН») вырезаю сейчас, конечно, новые.
— А вы не знаете, повесят ли камеры слежения?
— По-моему, они уже с перепугу все сделали. Так что все будет, реставрация идет довольно быстро. Там же помимо краски отбиты куски. Это надо заново вырезать в мраморе, затем «вживить» в памятник... Вставляется замком (как пломбы делают) и вклеивается специальным клеем, который соединяет воедино. Хорошо, что я жив-здоров. А представляете вещи, которые сделаны 200 лет назад: если их начать крушить, тогда все — конец. Тогда вандализм и станет памятником эпохи...
По факту порчи памятника было возбуждено уголовное дело по статье 214 УК РФ «Вандализм». В полиции специально подчеркивают, что проводят расследование, не пользуясь физическим воздействием. «Сотрудники ГУ МВД России по Свердловской области приглашали для беседы молодых людей, зарекомендовавших себя как сторонники радикального и эпатажного выражения собственного мнения о происходящих в стране и мире событиях. В начале сентября оперативниками и следователями были опрошены несколько человек, среди которых работник одной из типографий города, сотрудники информагентств, молодежные активисты», — поведала «МК» замначальника пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Нина Пелевина.
Один человек проходит по делу в качестве свидетеля. Однако его роль в этом деле и даже личность корреспонденту «МК» сообщить отказались. Известно, что среди «опрошенных» — бывшие члены ныне запрещенной Национал-большевистской партии (НБП) Эдуарда Лимонова, в том числе Алексей Никифоров, который возглавлял отделение НБП в Свердловской области и которого в 2009 году за это даже приговорили к году колонии. Также провели опрос екатеринбургских журналистов — Олега Шаргунова и Ростислава Журавлева — и работника типографии Максима Федоровых.
В типографии, где работает Федоровых, была произведена выемка краски. Федоровых утверждает, что в отделении его проверяли на полиграфе, а полицейские убеждали его, что у них есть видеозапись (!) инцидента, показывали распечатку его личных сообщений из социальных сетей. Сотрудники полиции якобы настаивали, чтобы Федоровых дал показания против своих бывших соратников. Максим отказался. Так первоначальное дело об обычном вандализме приобретает политический окрас.