Итак, по словам вице-губернатора Новгородской области Александра Филиппова, новый закон призван сократить воздействие разросшейся популяции серых ворон на природу. Ведь «есть вероятность», что серые вороны могут быть переносчиками африканской чумы свиней... Неужели только потому, что «есть вероятность» распространения заболевания, а не доказанный факт эпизоотии, отстреливать ворон начнут повсеместно? И кто это будет делать — обычные охотники? За разъяснениями мы обратились в Союз охраны птиц России к его президенту Виктору Зубакину.
— Действительно, закон, разрешающий регионам расширять списки охотничьих видов птиц, был не так давно принят Правительством РФ, — говорит Зубакин. — Но делалось это не для борьбы с эпизоотиями (распространением болезней), а именно для использования птиц в качестве охотничьих мишеней. Таким образом, в охотничьи списки могут попасть и вороны, и грачи, и голуби, и дрозды. В охотхозяйствах поясняют: серьезные охотничьи виды — для охотников побогаче, ну а для любителей победнее сгодятся галки с воронами.
Так бы и говорили сразу, а то болезни, африканская чума свиней! Ведь тут нет никакой логики. Если власти знают об эпидемии, то санитарные службы области должны максимально изолировать людей от больных птиц. А тут получается наоборот: стреляйте все, у кого есть охотничий билет. Это, по словам Зубакина, только увеличит риск заражения той же чумой или орнитозом (если бы такой закон приняли в отношении голубей). А вообще, по словам биологов, любая птица может быть заражена какой-нибудь болезнью или быть ее переносчиком. Что же, нам теперь всех перестрелять? Самый простой способ защиты — не контактировать с дикими пернатыми, с чрезмерным их количеством в городе бороться экологическим способом.
— Если власти озабочены разросшимся количеством воронья, к примеру на улицах города, — говорит ведущий специалист лаборатории экологии и управления поведением птиц Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова Сергей Золотарев, — то надо просто убрать «кормовую базу» с улиц, то есть очистить город от доступных воронам свалок мусора. Если таковые имеются, то сколько ни стреляй и ни лови в силки, вороны не оставят «вкусные» места. На место истребленной колонии всегда прилетит новая.
Кстати, в Московской области общество охотников и рыболовов также отнесло к охотничьим видам ворон, а еще дрозда-рябинника. Союз охраны птиц России резко выступал против этого, но не смог противостоять настоящему чиновничьему разгулу. Тех, кто стреляет по воронам, называют кроухантерами. Говорят, они и блюда из дроздов с воронами уже придумали...
Теперь полученное «добро» властей на отстрел ворон даст возможность всем кому не лень истреблять популяцию серых ворон и в Новгородской области. Назвали даже цифру — уменьшить колонию можно в 10 раз.