Верховный суд Коми приравнял автозаки и вагонзаки к пыткам. На условия перевозки пожаловались заключенные Дмитрий Васильев и Аркадий Виноградов, которые почти сутки ехали в тесных и душных вагонах.
Как пишет газета «Московские новости», это первое подобное решение российского суда, хотя заключенные уже не первый раз пытаются обжаловать в судах «пыточные условия» их перевозки
Теперь, по данным издания, как минимум, на территории Вологодской, Кировской, Архангельской, Свердловской областей и Республики Коми условия конвоирования должны меняться, если тюремные власти не хотят получать новые иски заключенных.
Заключенные Васильев и Виноградов ехали до колонии более суток - один в вагонзаке метражом 3,4 м в компании еще 14 заключенных, другой - 22 часа в автозаке ввосьмером.
В жалобе в суд Васильев указал, что на него с личными вещами приходилось от 0,28 до 0,32 кв. м пространства.
По норме, пишет «МН» в спецавтомобили можно посадить от 20 до 35 заключенных, на практике же цифра может оказаться больше. В так называемый «стакан» — одиночную камеру площадью около 0,4 кв. м для тех заключенных, кого нужно отделить от остальных — часто сажают двух человек.
Юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак пояснил «МН», что речь здесь идет об автозаках и вагонзаках Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Их используют для перевозки заключенных или арестантов. На митингах же обычно, если нет форс-мажора, используют оперативные автомобили полиции — это принципиально другие машины, хотя в народе их тоже называют автозаками.
В связи с этим Верховный суд Коми посчитал,что перевозка заключенных в подобных условиях нарушает права человека. Это первое подобное решение российского суда, хотя ЕСПЧ еще в 2005 и 2008 году заключил, что Россия нарушает подписанный ею Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейскую конвенцию по правам человека, по которой «никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию». А в мае этого года ЕСПЧ снова указал на то, что перевозить 36 человек в автомобиле ЗИЛ или 25 человек в автомобиле ГАЗ негуманно. В российских судах до прецедента в Коми добиться такого решения не удавалось.