К тому же их отправляют не на строгий режим, а всего лишь на общий. А могли зарядить и на строгий — к убийцам, да. Но, видно, сыграли роль недавно сказанные слова Путина про то, что не надо «судить их строго». Поэтому их осудили не строго. Гуманно даже осудили. В средние века сожгли бы на костре за «бесовские дрыганья». А сейчас, в 21-м веке, уже нет, не сожгли.
По части наказаний у нас все-таки достигнут огромный прогресс по сравнению со средними веками. Хотя в том, что касается обоснованности обвинений он пока не так уж велик.
В средние века людей судили совершенно не за то, что они совершали. Сейчас судят так же.
Об этом уже много раз писали и говорили. Но сегодня, в день вынесения приговора, можно и повторить.
Статья 213, часть 2 УК РФ, по которой осуждены девушки, предусматривает наказание за «хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору». Хулиганством в этой же статье УК называется «грубое нарушение общественного порядка».
Общественный порядок Pussy Riot не нарушали. Они нарушали правила и традиции, которые действуют на ограниченной территории — в православном храме. Если бы они то же самое сделали на улице, например, их никто бы не обвинил в хулиганстве. Потому что в этом бы не было посягательства ни на общественный порядок, ни на общественую безопасность.
Когда они залезли на амвон в ХХС, посягательства на общественный порядок тоже не было. Было другое — оскорбление религиозных чувств граждан.
Это было, да. Религиозные чувства граждан они оскорбили, и очень сильно.
Но в УК РФ нет статьи, предусматривающей наказание за такое деяние. Зато она есть в Кодексе об административных правонарушениях. Статья 5-26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». По этой статье полагается штраф в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Если бы суд выносил приговор Pussy Riot за то деяние, что они совершили — к такому штрафу он их и приговорил бы.
Но Pussy Riot судили за другое. Их судили «за политику». За «Богородица, Путина прогони».
«За политику», однако, у нас не судят. То есть реально, де факто — судят. Но формально, де юре — нет. Поэтому в УК нет статьей, по которым квалифицируются политические преступления. Судьи, соответственно, квалифицируют их, как придется. Экстремизм, терроризм, наркотики, измена Родине... Короче, когда нет подходящей статьи, но осудить человека все равно нужно, в ход идет всё подряд.
То, что выходку Pussy Riot квалифицировали при таких обстоятельствах всего на два года и общий режим — это для них большая удача. Мог быть и строгий режим, и семь лет, и вообще все что угодно. Кроме, конечно, сожжения на костре, потому что сейчас все-таки не средние века.
Так что с приговором девушкам крупно повезло. И везение их на этом заканчивается. Спустя час после вынесения приговора Высший церковный совет обратился к властям России с просьбой «проявить в рамках закона милосердие к осужденным» в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий.
То есть их теперь, может, еще и помилуют. В рамках закона, ага.
Непонятно, правда, какого.
Ну, найдут какой-нибудь. Надо будет — подберут. Чай, не в первый раз.