Принимающая сторона — пострадавшая сторона?
Для страны — хозяйки Олимпиады главная интрига соревнований — покроют ли доходы от соревнований расходы на их проведение. Уже в начале Олимпиады стало ясно, что ожидания местных властей по росту прибылей во время соревнований обречены. На Олимпийские игры приехало более 100 тысяч иностранных гостей. Это значительно больше, чем на предыдущую Олимпиаду. С другой стороны, каждое лето Лондон посещают около 300 тысяч туристов. И обычно они охотно расстаются со своими деньгами в музеях, театрах и парках.
Наибольшие убытки несут как раз музеи и театры. Британская ассоциация ведущих туристических достопримечательностей говорит о падении прибыли на 30–35%. Но члены общества не намерены опускать руки и надеются сделать ставку как раз на редком отсутствии очередей.
Приехавшие в город туристы и спортивные болельщики не тратят так много денег на другие развлечения, как хотелось бы властям. Оно и понятно. Желающим увидеть историю своими глазами и так дорого обошлось это удовольствие. Самые дешевые билеты стоят порядка 3000 рублей. За эти деньги вы можете посмотреть просто соревнования без раздачи медалей. И это касается самых непопулярных видов спорта, например, женского хоккея на траве.
Теннис, например, стоит в десятки раз дороже, да и покупать билеты на столь популярные спортивные состязания надо было заранее.
Владельцы лондонских гостиниц также были вынуждены умерить аппетиты. По сообщению The Daily Telegraph, цены на номера в Лондоне сейчас ниже, чем год назад, почти в 2 раза. Управляющий директор туристической компании Golden Tours Ник Палан считает, что Олимпиада нанесла урон бизнесу страны-хозяйки. По его словам, сначала отели взвинтили цены, а крупнейшие туроператоры фактически остановили продажи еще в мае. Отчего их прибыль за это время сократилась на 20%. Деловая активность снизилась на 70%, посещаемость музеев и театров Вест—Энда сократилась на 12%.
Более удачливой в этом плане оказалась восточная часть города, где и находится Олимпийский парк. Здесь прибыли владельцев различных заведений все же растут. Бизнесмены во всем винят администрацию Лондона и организаторов Олимпийских игр. По их мнению, некоторые туристы отказались от посещения Лондона во время проведения Олимпиады, просто испугавшись угрозы транспортного коллапса.
Финансовое безрассудство
И все-таки нельзя признать, что обвинения бизнеса в адрес городских властей заслужены. Игры в Лондоне обещают стать самыми затратными в истории. Совокупный бюджет лондонской Олимпиады с момента объявления о победе британской заявки в 2005 году вырос вдвое — с 4,2 млрд. до 8,2 млрд. фунтов стерлингов в реальном выражении, подсчитали ученые из Оксфорда.
Эксперты говорят о том, что инфраструктура была сдана в срок и в целом ее стоимость осталась в рамках уточненной сметы 2007 года, что является хорошим результатом в части руководства процессом подготовки.
«Лондон хорошо подготовлен, но у [Национального] олимпийского комитета остался очень небольшой резерв на случай непредвиденных проблем. Экстренное финансовое содействие может потребоваться в сфере транспорта, безопасности и телерадиовещания, если прогнозы организаторов окажутся неточными», — полагает оксфордский профессор Бент Фливбьерг. Он же считает, что любые масштабные проекты часто сопровождаются перерасходом бюджета из-за сознательных «стратегических» искажений. Но олимпийские финансовые рекорды профессор относит к особой категории из-за их регулярной повторяемости и объема превышения сметы.
Для большинства государственных лидеров суть Олимпиады — это главным образом памятное наследие на десятилетия вперед. Но чаще всего это наследие финансового безрассудства, замечает Time. Греция из-за Игр в Афинах в 2004 году выбилась из бюджета и усугубила долговую проблему, которая сегодня стала головной болью всей еврозоны. Гигантские олимпийские объекты вроде стадиона «Птичье гнездо» в Пекине зачастую не удается активно эксплуатировать в дальнейшем. А Олимпийский парк в Афинах превратился в город-призрак.
В Лондоне пошли другим путем и построили к Олимпиаде разборный стадион, конфигурацию которого можно менять. «Лондон повысил планку достижений в формировании долгосрочного наследия Олимпиады. Мы уже видим осязаемые результаты на примере реконструкции Восточного Лондона. Фактически была создана готовая схема работы с олимпийским наследием для будущих столиц Игр» — так отозвался о работе организаторов Игр-2012 президент МОК Жак Рогге.
Олимпиада может превратиться в инвестиционный проект, и города-хозяева используют возможность для продвижения новых инфраструктурных инициатив, например, строительства и модернизации аэропортов, автодорог. Как отмечает Time, некоторые столицы Игр сумели получить долгосрочные преимущества: например, в Барселоне были реконструированы значительные площади городской территории благодаря возведению нового жилья и налаженному транспортному сообщению. Власти рассчитывали не только на двухнедельный показательный эффект, а были готовы преодолеть экономическое отставание Испании и создать город будущего.
Олимпиада должна укрепить позиции Лондона как одной из ведущих мировых столиц, где сходятся пути международного бизнеса. И в этом контексте будет предъявлен новый Восточный Лондон и результат его успешной трансформации из отсталой и депрессивной городской территории в новую центральную единицу мегаполиса XXI века.
В целом же за четыре последующих года, по оценке правительства, Олимпиада принесет в бюджет дополнительно 13 млрд. фунтов, из них 6 млрд. в виде внутренних инвестиций.
Чудо Сhina
Китайские спортсмены в последние годы все больше поражают весь мир своими результатами. Их внезапные успехи, переходящие в систему, дают повод говорить о китайском «чуде» (а кому-то — о некоем чудо-допинге). Так или иначе, в этой Олимпиаде китайцы опять в числе лидеров. Интересная статистика распространилась по Интернету после Олимпийских игр в Сиднее 2000 года. Тогда бюджет китайской администрации спорта увеличился с 3 млрд. юаней ($439 млн. США) до 5 млрд. юаней ($732 млн. США) в год. В течение 4 лет подготовки к Олимпиаде в Афинах Китай потратил 20 млрд. юаней ($3 млрд. США), а затраты на каждую из 32 китайских золотых медалей составили около 700 млн. юаней ($102 млн. США). Вследствие высокой цены за олимпийскую славу китайские золотые медали прозвали «самыми дорогими медалями». Чтобы понимать всю тонкость ситуации, надо знать, что на 700 млн. юаней, затраченных на завоевание одной золотой медали, могут быть построены 3500 начальных школ, способных спасти 350 000 детей от нищеты из-за недостатка образования.
Такой контраст не может не удивлять. Китайское правительство не отличается щедростью, когда речь идет об образовании, науке, исследованиях и общественной безопасности. Но 700 млн. юаней, использованных для выигрыша одного первого места в олимпийских соревнованиях, неприлично много с учетом общей ситуации в стране. И уже не все китайцы с нетерпением ожидают завоевания золотых медалей. Постепенно появляются те, кто позволяет себе мысль о том, что цена слишком высокая.
В то же время Олимпиада — тот редкий случай, когда государство должно радоваться необходимости тратить деньги из своего бюджета. И чем больше, тем лучше. Ведь каждая медаль требует денежного награждения, и чем дороже материал, из которого она сделана, тем дороже победа обходится бюджету страны.
Цена успеха каждого спортсмена
Страна-хозяйка жадна на награды своим спортсменам. Но свою жадность она оправдывает уверенностью в них. В НОК Великобритании заявили: «По нашему убеждению, денежные вознаграждения не сильно влияют на мотивацию спортсменов на пути к олимпийскому пьедесталу». Там считают, что главное на Играх — драйв, любовь к спорту и стремление к победе, а не деньги. И реальность подтверждает их правоту. С 1896 года британская сборная участвовала в 26 Олимпиадах и завоевала 719 медалей — 211 золотых, 257 серебряных и 251 бронзовую. По отношению к численности населения это один из самых успешных результатов в мире.
В США награды спортсмена назначает негосударственная структура — Олимпийский комитет страны. Здесь расценки таковы: за первые три места в $25 000, $15 000 и $10 000 соответственно. На Играх в Пекине суммы были те же. Триумфатор прошлой Олимпиады пловец Майкл Фелпс в 2008 году заработал на медалях высшей пробы $200 000 — он завоевал восемь золотых медалей (всего у него 15 олимпийских высших наград). В 2012 году США направили в Лондон 530 спортсменов, в сборной впервые в истории страны больше женщин (269), чем мужчин. 228 атлетов участвовали в Играх в Пекине в 2008 году. На прошлой летней Олимпиаде США были первыми в общем зачете, но проиграли Китаю по количеству «золота» 36:51. Всего же за свою олимпийскую историю (25 Игр с 1896 года) страна завоевала 2291 медаль. Отдельные премии устанавливают спортивные федерации. Так, велосипедисты от своей ассоциации, НОК и фонда USA Cycling Development Foundation получат по $100 000 за «золото», $75 000 за «серебро» и $50 000 за «бронзу».
Китай — главный конкурент США — по традиции хранит молчание относительно вознаграждений. Их суммы обычно объявляют уже после завершения Олимпиад. За каждую медаль высшей пробы китайские атлеты получили около $50 000.
Итальянские победители могут рассчитывать на более чем щедрое вознаграждение. Правда, правительство ничего не выплачивает, это забота Национального олимпийского комитета. За первое место положено 140 тысяч евро, за второе — 75 тысяч, за третье — 50 тысяч.
Члены испанской сборной на Олимпийских играх получат 73, 38 и 24 тысячи евро соответственно за «золото», «серебро» и «бронзу». Спортсменам на Паралимпийских играх обещают 15, 7,5 и 4,5 тысячи евро соответственно в индивидуальном зачете, а членам команд 5, 2,5 и 1,5 тысячи. Германия платит за «золото» 15 тысяч евро, «серебро» — 10 тысяч, «бронзу» — 7500 евро.
Одно из самых щедрых вознаграждений ждет обладателей медалей высшей пробы из Малайзии. Потому что эта страна в отличие от Англии в дополнительных стимулах очень нуждается. За 13 Олимпиад она никогда не выигрывала «золота». Результат выступлений с 1956 года — лишь два вторых и два третьих места в бадминтоне. В этом году компания-спонсор KL RacketClub в надежде кардинально изменить ситуацию объявила о принципе «золото за золото». Обладателям медалей высшей пробы обещано по 12 килограммов этого драгоценного металла, его стоимость — около $600 000. Правительство тоже хочет быть щедрым — за золотую медаль оно выплатит $300 000.
В России суммы вознаграждений утверждаются правительством. Призеры лондонской Олимпиады получат 4 млн., 2,5 млн. и 1,7 млн. за «золото», «серебро» и «бронзу» соответственно. К этому награждению местные власти могут добавить еще собственное. Например, в Челябинской области за первое место дают аж $1 млн, первым обладателем которого станет дзюдоист Мансур Исаев. Какие-то призы, как правило, устанавливают спонсоры. Так, спонсор Краснодарской федерации дзюдо — компания «Родина» — даст квартиру и автомобиль Mercedes Арсену Галстяну, заработавшему для России первое «золото».