Удивительное открытие
Любопытное признание сделал Путин после того, как завершилось выяснение причин трагедии в Крымске: в стране существует хорошо разработанная нормативно-правовая база, а причина наших бед — нерадивость отдельных чиновников. Удивительное открытие! Может, беда еще и в том, что чиновников этих не так, не туда, не по ранжиру и не по заслугам пристраивают, назначают, удерживают на постах изо всех сил? Может, стоит выбирать их не по принципу личной преданности, а в связи с какими-то другими (боязно произносить — деловыми, человеческими) качествами?
Ортопедическая обувь
Я побывал в стране — не то чтобы чрезмерно богатой и продвинутой, но одна подробность ее жизни поразила: ортопедическая обувь там стоит дешевле, чем обычная. А детская ортопедическая обувь — значительно дешевле обычной детской обуви. Мне объяснили: это потому, что люди, ее приобретающие, — уже ущемлены, обижены судьбой, можно ли продолжать их третировать? Да и зарабатывают они (в силу инвалидности) куда меньше полноценных граждан.
Стало понятно: до чего фальшивы и циничны рассуждения наших госчиновников о том, что в России все делается для блага инвалидов, для того, чтобы они себя чувствовали наравне с прочими членами общества. Какое равноправие, какие сюсюканья, если за специальную обувь с них дерут втридорога? И объяснение этому находят вполне логичное: ведь она нестандартна, изготавливается в малых количествах, а то и по спецзаказу.
А в той маленькой стране, где я побывал, для покупки спецобуви (по заниженной цене) не требуется ни особых врачебных рецептов, ни справок из социальных учреждений. Приходят покупатели с дефектом ног и, как и все прочие, кому нужно приобрести туфли или тапочки, покупают. Никакого различия между другими и тобой. Приходи в любой магазин и бери.
Золотой телец
Мало-помалу обнажается, становится очевидной абсурдность провозглашенной сверху и подхваченной снизу ориентации граждан нашей страны на деньги — как на главную ценность и мерило жизненного успеха. Самый яркий пример: в отечественном футболе наглядно вылезла нерешаемость его проблем с помощью вбуханных средств. Платили Дику Адвокату бешеные гонорары — что проку? Возможно, он не относился к этим деньгам как к возможности подхалтурить. Но вселить в российских игроков дух патриотизма не мог — хотя бы потому, что духа этого в нашей стране не осталось в помине. Чем гордиться? Какими успехами? Какой гимн, дрожа от гордости за свою державу, распевать? Перелицованный, слова которого девальвированы? Изнуренные богатством, игроки нашей сборной еле ползали по полю — разве дали им дополнительные силы их накопленные в западных (и отечественных) клубах сбережения?
Существуют ситуации посильнее денег — и в футболе, и в искусстве, и в экономике: горячий идеальный порыв, гордость за страну, собственное тщеславие. Либо жесткий рациональный расчет... Но отнюдь не голое и слепое поклонение Золотому тельцу.
Ужесточение
У Путина нет другого варианта, как ужесточать режим (если хватит на это сил). После того как в 1905 году Николай II даровал России в знаменитом Манифесте начатки свободы, это было объяснено (соответствующими силами) как трусость монархии, которая попятилась под нажимом народного гнева. Либералы критиковали царя за то, что свобод предоставлено слишком мало, революционеры призывали к новым забастовкам и восстаниям, заверяя: бунты принесут еще больший эффект. Царь было двинулся назад к прежней несвободе, но слишком нерешительно.
Если Путин уступит всякого рода «несогласным», они воспримут это как свой успех и продолжат наступать. У него нет выхода.
Памятник глупости
Я гулял по парку Искусств и видел статуи Сталина с отбитым носом, Дзержинского — на постаменте, испещренном спреевыми надписями, другие сосланные сюда монументы: Свердлова, Брежнева, Калинина... Ни в коем случае не следовало убирать их с улиц и площадей! Пусть бы мозолили глаза, возмущали, будоражили ярость (или проливали бальзам на сердце). Ведь это памятники не вождям, которые обманули наши светлые ожидания, — это памятники нашей собственной глупости. Вместо одних кумиров чтим теперь других, в которых тоже разочаруемся или уже разочаровались.
И Ленина захоранивать не нужно — по той же причине. Мавзолей с трупом внутри — наша отличительная особенность, выделяющая нас из целого ряда государств, наш, если угодно, национальный бренд. В Польше хранятся сердце Пилсудского и сердце Шопена, во Франции — прах Наполеона, а так, чтобы целое тело, — такого нет ни у кого. Было забальзамированное тело Димитрова в Болгарии, было тело Хо Ши Мина во Вьетнаме, но страны эти выбыли из состязания за самобытность и оригинальность.
Затеянный ныне (в который раз!) балаган с переименованием улиц: «Ах, нам противно жить на улице, поименованной в честь негодяев, преступников, террористов!» — ничего не даст. Раньше жили — и не было противно? Но не роптали. Вот и продолжайте жить и помнить, не убирайте с глаз неприятное, раздражающее. Пусть приметы неизменившегося, не умершего прошлого останутся на своих местах. А то расхрабрились, похоронили память и вздохнули свободно: «Вот мы какие стали мудрые!». Разве можно так себе льстить?
Оговорка по Фрейду
Премьер Медведев, оценивая поступок панк-группы «Пусси Райот», — сказал приблизительно следующее: получили что хотели. Вероятно, он намеревался сказать: «Кирилл Гундяев хотел сделаться патриархом и получил то, чего желал».
Патриарх, может, и мечтает простить девчонок, да кто ему позволит, коль они оскорбили не только Бога, но и кесаря.
Нам повезло
Ах, какой лидер! На голову выше всех своих оппонентов! Это успокаивает и внушает. Нет ему равных. А с другой стороны — пугает. Столько проблем перед страной — а он замечательно выглядит. Не осунулся. Не похудел. Нет синевы под глазами. Бодр, улыбчив, элегантен. Но задумаемся: с чего ему плохо выглядеть? Он что, маясь бессонными ночами, решает, каким путем вести Россию из тупика? Недоедает, переживая из-за того, что растет в державе число нищих? В чем заключается его работа? Обещать, заверять, переставлять с места на место. Нырнул, достал со дна древнюю амфору, прибереженную для него лично, и предстал перед обывателями во всей красе. Опробовал новую машину и новый вертолет.
Вот просто видно, что руководить ему в удовольствие, что ему в кайф выступать, объяснять, растолковывать, заверять, читать спичрайтерами сочиненные мысли, занесенные на специальные аккуратные бумажки... Ему в радость представительствовать и председательствовать — и здесь, у нас, и на международных форумах. Или, бросив дела, стремглав лететь в район стихийных бедствий, где в пожаре сгорели дома или в наводнении погибли люди. В черной рубашке озабоченно раздавать поручения и выражать лицом скорбь...
Конечно, для этого нужна уйма энергии. Но хотелось бы — не ради праздного любопытства — знать его распорядок его дня. В котором часу просыпается? В котором выезжает на службу? Остается ли время на посещение бассейнов и массажных кабинетов? Сколько времени отводится на спорт? И сколько — на решение государственных проблем. Нам показывают на экране ТВ явно не все.
Однако и при этой скрытности очевидно: мало найдется людей, которые бы с подобной охотой выполняли свои обязанности. В этом смысле нам повезло. Хоть кто-то жаждет работать и работает.
Петля
По всему видно, что в стране вознамерились навести порядок. Ситуация вокруг панк-группы «Пусси Райот» это подтверждает. В девчонок вцепились всерьез. Чтоб остальные, если вдруг вздумают учудить похожее, делали выводы, мотали на ус. Чтоб было неповадно. Таким образом, стягивается петля вокруг каждого. Параллельно ужесточаются требования к автомобилистам, гораздо труднее будет для журналиста обличить чиновника, власть имущего — «клевета!» — а рядовой гражданин уже и теперь не может (да и не мог) ничего предпринять против того, чтобы в Москве не исчезали старые особнячки, а на их месте не вырастали высоченные доходные дома. Под Москвой и того хуже: гектарами безжалостно вырубаются леса — под предлогом того, что идет борьба с короедом. На самом деле объявляются тендеры и истребляется все до последнего кустика. Попробуй возрази против этого, выйди на митинг — и тебя в лучшем случае оштрафуют. А в худшем — упекут. Законы принимаются таким образом, чтобы каждого можно было обвинить, уличить и взять за горло. Это мы уже проходили. Потом стряхнули с себя путы и слегка воспрянули. Теперь петля вновь затягивается.
Что говорить?
Вот ведь — не скажи им теперь: «Негодяи, подлецы, воры!» Сразу объявят клеветником. А что же тогда говорить? «Молодцы, достойные граждане, честнейшие патриоты»?
С кого брать пример?
В некоторых (скажем так — нефтяных) странах чиновникам, чтоб не воровали, разрешено заниматься бизнесом. Корпорации там сложились такие же, как у нас — мощные, государственно-олигархические, всемогущие и лопающиеся от богатства. Но вот гражданам, которым не дано изворотливых мозгов (или которые не допущены к миллиардным гешефтам), живется куда как легче: дурачков-недотеп жалеют за их недалекость и бедность, их бесплатно лечат, их детям дают возможность получить хорошее образование, чтоб и они, когда вырастут, могли попробовать себя на ниве бизнеса.
Рачительность
В странах, где подходят к расходованию общенациональных средств рачительно, стараются строить как можно прочнее, мостить — как можно долговечнее. На века. И не тратить потом лишних денег на ремонт, восстановление, латание дыр. А у нас? Выколупывают из земли гранитные бордюры необычайной крепости и на их место ставят хлипкие и тонкие бетонные, которые раскрошатся уже в следующем году. Зато можно будет снова тратить (и воровать) деньги, выделенные на их реставрацию и замену.
Идиоты
«Идиот»... Мы забыли значение этого слова. Это о тех, кто, имея возможность голосовать, не ходил на выборы. Слово, изобретенное в Риме, утратило для нас свой подлинный смысл. Этим словом мы частенько называем именно тех, кто ходит голосовать.