В Кемерове в четверг дождались дождя, а вот Якутск и Томск плотно окутаны дымом от пожаров. В Томске, который всю последнюю неделю задыхается от смога, ждут прихода холодного фронта. Ситуация обостряется еще и тем, что синоптики прогнозируют отсутствие дождей вплоть до 3-й декады августа 2012 года. Больницы области переведены в особый режим и готовятся к большому потоку пациентов. Взлетные полосы не работают. Горожане стараются не выходить из дома. Однако реальный размер стихийного бедствия в Томской области неизвестен, поскольку томские власти скрывают точную информацию от федеральных властей.
Югру также от большой катастрофы спас холодный фронт. По состоянию на 31 июля 2012 года в ситуации с тушением лесных пожаров в автономном округе наметилась положительная тенденция. Осталось потушить 17 пожаров (из которых 5 локализированы) на площади 817 га.
О том, что происходит в центральном сибирском регионе, рассказал журналист «МК в Красноярске»:
— Говорят, Красноярский край не знал такой жары сто лет. Кто может, уезжают на озера в соседнюю Хакасию. Или за границу. Кто должен работать — спасаются от сухости и легкой задымленности другими способами. Мне помогают душ, кондиционер, проветривание. Некоторым это не впрок — каждое утро по дороге в редакцию даю путь ныряющим между машинами «скорым». Медики утверждают, что пожилые плохо переносят духоту, много обострений и смертей.
Моя родственница-предприниматель терпит колоссальные убытки в своем малом бизнесе — ее груз стоит в третьей очереди на пути в Дудинку. В этот северный город товары привозят во время так называемого северного завоза, но Енисей и Ангара так обмелели (плюс дым от пожаров), что суда стоят на рейде посреди рек и ждут, когда можно будет двигаться.
Трава выгорела, грибов-ягод на рынке — исторический минимум. Это, конечно, пустяки по сравнению с тем, что терпит север края — огонь вплотную подошел к населенным пунктам, живность гибнет и тянется к людям. Это и трогательно, и опасно — отстрелили несколько медведей, пришедших к людям за пропитанием.
Власть бодрится, но без особых успехов: чем больше средств и сил прибывает в край, тем темнее небо. Самолеты Минобороны скидывают на пожары тонны воды, а специалисты говорят, что эффективность этих мер может быть крайне низкой. Вода попросту испаряется на подлете к верховым пожарам, да и пилоты должны быть виртуозами, чтобы «попасть в очаг». К тому же они не могут долететь до севера: мешает дым. Возникает ощущение замкнутого круга. Пока не слышно о гибели пожарных, но травмированные есть. Очень хочется, чтобы каждому пожару было присвоено собственное имя, как выразился главный спасатель страны Пучков. Но не в том смысле, что каждая ситуация индивидуальна, а чтобы народ знал, кто конкретно отвечает за такую запущенность — чиновники, спасатели, пожарные... Кто ждал половодья и дождей, а получил обмеление рек и таежный огонь.
Сегодня во всех храмах края начались моления Илье-пророку. Последняя надежда, совпавшая с метеопрогнозом о подступающих дождях.
Не менее опасна ситуация и в Алтайском крае. Коллеги из «МК на Алтае» рассказали, что в регион пришел смог со стороны Томской области, где бушуют лесные пожары. Видимость в краевой столице не превышала 200 метров. Плотная дымовая завеса над регионом не позволяет вертолетам авиалесоохраны вовремя определить очаги возгорания. Однако полеты не прекращаются, и с начала сезона воздушные патрули налетали уже 300 часов.
Специалисты лесной отрасли отмечают, что причиной 80% всех алтайских пожаров в этом сезоне являются грозовые разряды, тогда как в предыдущие годы лесные пожары были по большей части рукотворные. В регионе сейчас бушуют так называемые «сухие грозы». Кроме того, такой аномально жаркой погоды, по наблюдениям синоптиков, не было зафиксировано 170 лет. Алтайские леса напоминают сегодня сухую солому, и пожар может вспыхнуть в любой момент и в любой части региона.