Впрочем, «водяной» разнобой можно объяснить. Во-первых, нет точного критерия, когда какой-нибудь пожарный пруд получает статус целого водохранилища. Во-вторых, у водных объектов очень много хозяев — от аграрных предприятий, подведомственных Минсельхозу, до ГЭС и региональных, а также городских властей. В результате давно уже не функционирующие по назначению водохранилища продолжают числиться на чьем-то балансе. И наоборот, что еще опаснее. Водохранилище официально вывели из оборота. Но оно (!) продолжает де-факто существовать. Береговая линия, естественно, разрушается. Ближайшие земли подтапливаются, плотины дышат на ладан. И никто не собирается ничего ремонтировать. Именно такая ситуация сложилась в окруженной со всех сторон Краснодарским краем Республике Адыгея. Там выведено из эксплуатации давно уже находившееся в аварийном состоянии Шапсугское водохранилище. И в самом Краснодарском крае ряд водохранилищ находятся в критическом состоянии. Например, Крюковское. А Варнавинское, находящееся в ведении Минсельхоза, — «в работоспособном», но имеет пониженный уровень безопасности. Несколько лет назад сотрудников МЧС также беспокоило состояние плотин и водосбросов в водохранилищах Дюрсо и Глебовское.
Наконец, напомним, что сходная по масштабам человеческих жертв «водная» трагедия пронеслась над Краснодарским краем в 2002 году. Тогда местные власти, как обычно, кивали на чрезвычайные погодные условия. А население — обвиняло гидротехников в том, что они специально спускали воду в целях избежать каких-то более опасных последствий. Но в любом случае свою предназначенную спасительную роль от паводка не сыграло крупнейшее кубанское водохранилище — Краснодарское. Это грандиозное сооружение: 40 км в длину и 15 км в ширину. Объем — 2 кубических километра. Но построенное еще в начале 1970-х годов, это водохранилище с тех пор практически не ремонтировалось. А так как оно предназначалось в первую очередь для орошения рисовых полей, то и изначально было мало приспособлено для защиты окружающих территорий от паводков. По словам известного эколога Виктора Данилова-Данильяна, еще в конце 1990-х годов на ремонт гидротехнических сооружений Краснодарского водохранилища планировалось привлечь деньги Всемирного банка. Но до дела так и не дошло. Кстати, один из российских экспертов мрачно пошутил: «В Краснодарском крае 700 км защитных дамб, но самые надежные из них те, что были возведены французскими военнопленными в 1813–1814 годах!».
И такая плачевная ситуация в принципе характерна для всей страны. Просто в других регионах еще не было столь мощных осадков.