Здороваться со старшими, не жевать во время разговора — эти правила поведения знает любой мало-мальски воспитанный человек. Но одного только воспитания оказалось недостаточно, раз учебным заведениям понадобился дополнительный свод правил.
— 25 июня Союз ректоров обратился к вузам с предложением создать единый кодекс этики, — рассказывает Ольга Каширина, генеральный секретарь Российского союза ректоров. — Необходимо интегрировать связи со студенческой корпорацией, так как преподаватель и ученик не могут существовать отдельно друг от друга. Важная задача этого документа — развивать «горизонтальные» связи между учителем и студентом. Мы предлагаем определить даже не сам кодекс, а некоторые ценностные рамки.
Но кто и как будет следить за соблюдением этих правил поведения? В бизнесе все ясно: нарушил этикет — замечание, три замечания — выговор, три выговора — увольнение. Насчет методов контроля мнения ректоров расходятся.
— По кодексу можно будет оценивать, например, деятельность преподавателя, — считает ректор Белгородского технологического университета Сергей Глаголев. — И, если преподаватель не соответствует нормам, это должно учитываться при выплате ему зарплаты.
А что со студентами — лишать положенной по закону стипендии? В таком случае учащегося по контракту, видимо, нужно будет просто отчислять.
— Кодекс должен носить исключительно рекомендательный характер, — не согласен Валерий Теличенко, ректор МГСУ. — Наказывать — это гиблое дело, нужно строго рекомендовать.
Но в таком случае кодекс превратится в еще один документ, который никто не читает. Вдобавок к университетскому уставу, который есть в каждом вузе и положения которого нередко становятся сюрпризом как для преподавателей, так и для учащихся.
— Допустим, этот документ будет рекомендательным, — говорит ректор ВГИК Владимир Малышев. — И что мы будем делать дальше? Создавать в вузе систему нетерпимости для тех, кто не соответствует нормам? Если педагог совершил неприличный, антиобщественный поступок, его и так уволят. Когда я учился в школе, то изучал моральный кодекс строителя коммунизма — кодекс был, а коммунизма не было. Кроме того, если бы в вузы был конкурс на места педагогов, мы бы могли выбирать в соответствии с требованиями этики. Но мы не в том положении.
Кроме всего, пока неясно, как будет происходить ознакомление университетского сообщества с этим документом. Если преподавателям еще можно прописать некоторые пункты в трудовом договоре, то студентам остается рассчитывать только на собственную инициативу и любознательность.
Однако этический кодекс может заполнить некоторые административные пробелы, которые не учитываются в вузовском уставе. И в таком виде эта идея представляется более плодотворной.
— Есть масса вещей, наказание за которые не прописано в правилах вуза, — считает Ефим Пивовар, ректор РГГУ. — Например, списывание или плагиат. Студенты часто скачивают курсовые и рефераты или заказывают их за деньги, но максимум, что может сделать с этим преподаватель, — не принять работу. В кодексе могли бы быть рекомендации на этот счет. Или мошенничество, когда учащиеся приносят фальшивые справки о болезни, — с этим тоже нужно бороться. Необходимо посмотреть опыт вузов и сделать выводы. Но этический кодекс не должен становиться подобием уголовного, со статьями и наказаниями за «преступления». Это будет попросту некрасиво.