— Николай Владимирович, расскажите, пожалуйста, о кинологическом центре, руководить которым вам приходится.
— Зональный центр кинологической службы Главного управления МВД России по Москве создан в 1969 году. Он расположен на 17-м км Горьковского шоссе, в Балашихе, и занимает площадь 9 гектаров. На данный момент работает в центре у нас 84 человека. Кроме того, в Москве имеется 10 центров кинологической службы — по одному в округе, в каждом из которых содержится 50–60 собак. Получается, что всего в Главке у нас работает около 600 сотрудников со служебными собаками. На каждого сотрудника приходится одна собака: либо специально обученная для поиска и обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов, либо по поиску наркотиков, либо по следовой работе. Также мы готовим сейчас собаку по поиску трупов. Сейчас, увы, есть спрос и на них. Могу сказать, что 5% всех преступлений раскрывается с использованием служебных собак.
— А в каких условиях содержатся собаки?
— Вольеры для собак оборудованы водопроводом, канализацией, имеют утепленный деревянный пол. Территория каждого вольера огорожена. У собак есть возможность выгуливаться помимо вольера. Есть своя медсанчасть, где лечат заболевших собак. Могу отметить, что за последние 5 лет, пока я являюсь руководителем центра, серьезных случаев заболеваний собак не было.
— Каких пород собаки в основном используются в полицейской службе?
— В основном используются немецкие овчарки. Они наиболее подготовлены к нашим условиям жизни, более адаптированы к российским холодам. И проверенная немецкая овчарка, которая выдерживает и дымное лето, и морозный январь, нами чаще всего используется. Есть и бельгийские овчарки в ряде округов. Взять, например, Юго-Западный округ, идет подготовка именно породы малинуа.
— Кого больше: мальчиков или девочек?
— Мальчиков и девочек у нас пополам. Тут скорее выбор кинолога, кто с кем привык работать или кто с кем желает работать. Обучаются все одинаково.
— А как живут собаки: у каждой свой вольер?
— Да, на каждую собаку у нас приходится один вольер. Убирает вольер сам кинолог, либо в его отсутствие — товарищи. Все ребята дружные и стараются помогать друг другу. В одном вольере у нас живут собаки, которые работают по следу, в другом те, которые обучены для поиска наркотиков, в третьем — по взрывным устройствам. В отдельном вольере собаки-«конвоиры», которые выполняют задачи по охране спецконтингента при проведении следственных экспериментов на выезде, следственных действий. Также в отдельном вольере у нас живут собаки Экспертно-криминалистического центра, собаки-«детекторы», которые определяют преступника по следам, оставленным на месте преступления.
— Я знаю, что в США результаты, полученные по результатам работы собак-«детекторов», являются доказательством в суде. Как с этим дело обстоит в России?
— То же самое. Для одной экспертизы используют три различные собаки. Если три собаки подтвердили наличие искомого запаха на пробе, взятой с места преступления, то суд всегда рассматривает эти экспертизы положительно. Сами понимаете: три собаки, ничем не подкупленные, ни в чем не заинтересованные, обозначили запах.
— Вы выращиваете собак сами или покупаете щенков у производителей?
— И так и так бывает. Сейчас у нас решается вопрос о создании службы в Московском метрополитене, где должно работать 500 собак. Большая часть кинологов с собаками уже направлена на обучение в Уфимскую школу милиции.
— Проходят ли собаки медицинскую проверку?
— Да, конечно, все собаки проходят медицинскую проверку. У нас есть своя ветеринарная часть, где работают специалисты высокого уровня, все закончили Академию Скрябина и более 30 лет лечат собак, делают любые операции, любой сложности.
— Как вы определяете направление будущей работы для собаки?
— На работу мы берем собак, которые уже отвечают конкретным требованиям. И дальнейшая спецификация будет определяться по мере роста собаки. Если изначально щенок пригоден к службе, не боится выстрелов, у него хорошая устойчивая психика и он имеет хороший контакт с хозяином, то в дальнейшем обучить его можно будет чему угодно. Если же, допустим, у щенка отсутствует апортировочный рефлекс, то мы уже смотрим тогда. Может, он пойдет не по поиску наркотиков, а будет пригоден для работы в патрульно-постовой службе, конвойной или караульной службах, где приносить апорт не так важно. Хотя в общем-то у любой собаки можно развить любые качества: все зависит от опыта наставника и профессиональных качеств дрессировщика.
— В чем заключается процесс подготовки собак к службе? С какого возраста все происходит?
— Процесс обучения занимает от 4 до 6 месяцев в зависимости от возможностей собаки и кинолога. Основная задача — это так подготовить собаку и кинолога, чтобы они отвечали всем требованиям, которые на них возлагаются. А готовить собаку лучше всего с двухмесячного возраста: это приучение к поводку, ошейнику, командам «Сидеть!», «Лежать!» и пр. То есть все первоначальное обучение направлено на установление прочного контакта с хозяином.
— Как проходит рабочий день собаки?
— Если кинолог выезжает с собакой на мероприятие, то она работает по графику кинолога. Те же, которые остаются в вольерах, спокойно гуляют, кушают. Вообще собаки очень любят ездить на службу. Собака понимает, что от ее правильных действий будет зависеть результат работы. Хороший результат для собаки — это радость хозяина. Она все делает для того, чтоб ее добиться.
— Сколько стоит содержание собак в сутки?
— Не могу сказать, надо исходить из стоимости сухого корма. Средний корм стоит 120 руб. за кг. То есть, грубо говоря, 100 руб. в сутки. Еще затраты на воду, на ветеринарное обеспечение, тогда эта сумма еще выше.
— А как долго служат собаки, сколько лет?
— Собаки служат до восьмилетнего возраста. Далее в соответствии с руководящими документами работа собаки может быть закончена. Но, как правило, собаки работают до 10–12 лет. Все зависит от содержания, от конкретного организма собаки. Многие у нас не утрачивают рабочих качеств до 12 лет. В прошлом году на посту ГИБДД собака 12 лет обнаружила крупную партию наркотиков в автомобиле (около 30 кг). По истечении службы все кинологи забирают собак домой, потому что ни один кинолог никогда свою собаку не бросит. Изредка они остаются у нас в подразделении под присмотром тех же самых кинологов. Но это в том случае, если нет возможности забрать собаку.
— Скажите, а где вообще обучаются сами кинологи?
— У нас в России есть две школы для кинологов: уфимская и ростовская. Там у нас сейчас проходят обучение 78 сотрудников для работы на метрополитене. Но основная подготовка осуществляется у нас на базе.
— Расскажите о каком-нибудь забавном преступлении, раскрытом собакой.
— Недавно на территории Юго—Восточного округа в квартире, где проживали двое супругов, начали происходить интересные вещи. В отсутствие хозяев в квартиру стал кто-то захаживать. Причем окна закрыты, дверь закрыта. Хозяева специально снаружи заклеивали волосочек к двери и на окна. Приходили — все на месте, но в квартире переставили вещи, из холодильника пропали продукты. Люди не знали, что делать, приглашали экстрасенсов, обращались к священнослужителям. Кончилось все тем, что, вернувшись из отпуска, супруги увидели не только пустой холодильник, но и исчезновение крупной суммы денег, предназначенной для покупки машины. И здесь они приняли решение обратиться в милицию, потому что больше обращаться было некуда. Кинолог, выехавший в составе следственно—оперативной группы, применил собаку, которая уверенно взяла след от мест, где были спрятаны деньги, и закончила работу у холодильника. Села — и все, никуда дальше не идет. Все стоят, улыбаются. Наш сотрудник повторно собаку забирает, опять применяет от места, где были спрятаны деньги. И собака опять идет к холодильнику. Следователь спрашивает кинолога: «Ну и как понимать работу твоей собаки?» — а кинолог отвечает: «Отодвигайте холодильник и найдете ответ». Два здоровых мужика подошли, отодвинули холодильник, и за ним обнаружили то же самое, что и Буратино в каморке старого папы Карло. А именно потайной лаз в воздуховод, через который и проникали в квартиру «потусторонние силы». Оказывается, это был бомж, который сначала просто кормился за счет хозяев, а потом решил поживиться по-крупному. Так кинолог и собака поставили жирную точку в борьбе с полтергейстом.