— Сейчас идет работа над пилотным выпуском передачи, — пояснил Гудков. — Но мы не говорим о том, что создадим альтернативу уже имеющимся каналам с круглосуточным вещанием. Пока нужно начать работу, исходя из возможностей, которые у нас есть.
— То есть вы не пытаетесь создать аналог «Общественного телевидения», только оппозиционный?
— Все, что сейчас транслируется в Интернете (видео, снятые блогерами, такие передачи, как «Гражданин поэт», телепроекты радио «Эхо Москвы), уже является общественным оппозиционным телевидением. Я, например, обычный телевизор не смотрю вообще. Я включаю в Интернете отдельные передачи, в том числе и новости, и сам формирую свою сетку вещания. Думаю, что через год-два эта система будет работать повсеместно. Мы будем делать упор на сатирические программы, на аналитику. Разумеется, у блогеров и журналистов (некоторые из них согласились пока работать бесплатно) нет денег на то, чтобы поднять целый канал, а популярностью будет пользоваться только суперпрофессиональный продукт.
— Вы верите в эту схему финансирования, когда деньги собирают «всем миром»?
— Если люди захотят смотреть качественные передачи, сделанные профессионалами, то они будут финансировать проект. Мы предложим всем желающим переводить по 100 рублей на интернет-кошелек нашего проекта. Если наберется хотя бы миллион человек, мы наберем сумму, необходимую для работы полноценного канала. Затем мы обсудим с банками возможность выпуска специальных карточек, с которых ежемесячно будет списываться определенная сумма. Вся цепочка финансирования будет абсолютно прозрачной.
— А кто будет формировать контент?
— Независимые журналисты (их имена мы пока не называем, чтобы у них не возникло проблем на основном месте работы), сами зрители. На сайте мы хотим сделать отдельный форум, где люди смогут предлагать свои идеи. Разумеется, должен быть и общественный совет, в который будут входить представители оппозиционных движений.
— А если журналисты, которые, как вы сказали, будут самые независимые, захотят покритиковать оппозицию, это выйдет в эфир?
— Если мы дадим повод для критики, то конечно.
Как стало известно «МК», первый выпуск станет достоянием зрителей осенью. Среди тех, кто подтвердил свое участие в проекте, — телеведущая Ксения Собчак, журналист Андрей Лошак и блогер Алексей Навальный.
КОММЕНТАРИИ ТЕЛЕВИЗИОНЩИКОВ
• Михаил Зыгарь, главный редактор телеканала «Дождь»:
— То, что создать и запустить новый интернет-канал можно, у меня сомнений нет. Это на своем примере доказал хотя бы канал «Дождь».
— А эта сумма в сто миллионов рублей в месяц — насколько она реальная? Можно ли на эти деньги поддерживать и развивать полноценный и качественный интернет-канал?
— Для стартапа, запуска с чистого листа, нужно значительно больше. А для того, чтобы поддерживать жизнь в уже созданном канале, этих денег вполне достаточно.
— Насколько реальна эта экономическая модель, при которой сами телезрители платят за телевидение?
— Канал «Дождь», например, существует на наличные деньги своих владельцев и доходы от рекламы. Если у них получится по-другому, я буду за них очень рад. Но мы еще не видели в России примеров такого альтруистического желания людей постоянно финансировать что бы то ни было. Благотворительность в России до сих пор удел немногих.
• Марианна Максимовская, ведущая программы «Неделя» на РЕН ТВ:
— Могу только процитировать знаменитое китайское: пусть расцветают сто цветов. Если эта инициатива осуществится, не случится ничего плохого — просто появится новый интернет-канал. Будем надеяться, он будет свободным и не ангажированным, дающим слово как представителям оппозиции, так и других политических сил. Другое дело, на какие средства этот канал может быть создан и функционировать. На деньги самих телезрителей? Пока эта идея мне представляется несколько утопической. Хотя, с другой стороны, если говорить о людях неравнодушных, которые интересуются информацией, кто хотел бы в Интернете видеть не только сугубо информационные сайты, но и отдельный телеканал, то почему бы и нет. Смотрите, на акции Навального по сбору денег люди откликаются. На акции той же оппозиции по сбору средств на организацию митингов — тоже. Другое дело, что это были разовые акции. У меня есть существенные сомнения на этот счет, но я буду рада, если жизнь мои сомнения развеет.
— Среди ваших знакомых есть кто-то, кто уже выразил желание участвовать в этой работе?
— Этой инициативе меньше суток. Дайте время людям определиться, кто хочет работать на этом канале, кто не хочет.