— История с принятием стандарта для старших классов покрыта тайной, — констатировал «МК» членкор. Российской академии образования (РАО) Александр Абрамов. — Окончательного, официального варианта документа никто не видел: приказ провисел на сайте Минобрнауки лишь несколько дней в начале мая, а потом бесследно исчез. Это в чистом виде государственное жульничество!
Какие-то варианты «нехорошего стандарта», правда, по рукам образовательного сообщества ходят. И если это действительно та самая версия, что вот-вот зарегистрирует Минюст, то очевидно следующее.
Окончательный вариант стандарта, который определит лицо отечественного среднего образования на много лет вперед, представляет собой симбиоз двух ранее существовавших проектов — подготовленного РАО и рабочей группой во главе с Александром Кондаковым. В итоге, сокрушаются эксперты, вышла эдакая «каша с гвоздями». Возможность выбора школьниками предметов и уровня их изучения остается. (Только количество уровней сократится с трех до двух — базовый и углубленный). С одной стороны, это неплохо: если уж у нас выпускные экзамены соединили со вступительными, то глупо требовать от поступающих на филфак знаний высшей математики в объемах, необходимых для мехмата. Опасно другое, предупреждает Абрамов: «В стандарте нет содержания и представления об объемах курсов и их наполнении. Из него не вытекает даже, что надо знать таблицу умножения. Поэтому кто помешает школе свести базовый уровень, к примеру математики, лишь к паре часов в неделю?!»
А вот набор обязательных предметов, расширился — с четырех до шести. Он должен теперь охватить все пять предметных областей: «Филология», «Общественные науки» (сюда же входят «Экономика», «Право» и «Россия в мире», прежде являвшаяся самостоятельным предметом для обязательного изучения), «Математика и ИКТ», «Естественные науки» и «ОБЖ с физкультурой». Общими для всех в обязательном порядке должны стать предметы: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физкультура» и ОБЖ. Остальные же, равно как и уровень их изучения, выбирают школьники. Главное, чтобы в общей сложности набралось не менее 9–10 предметов, а 3–4 из них изучались на углубленном уровне.
Реально, опасаются эксперты, может выйти так: в дополнение к обязательной шестерке дисциплин большинство школьников выберут информатику, без которой в современном мире никак. А в национальных республиках — еще и родные языки (у регионов и даже отдельных школ есть возможность включать этот предмет в свою программу). В этом случае «предметы по выбору» сократятся до одного. И выбери ребенок из «естественного» блока экологию (она вроде бы включена туда отдельным предметом), то ни физики, ни химии, ни биологии он не узнает никогда. А нам со всех трибун твердят, что стране нужны инженеры!