— Человеческое достоинство не связано с цветом кожи или с необычной внешностью, — говорит со сцены мальчик-аутист, вымазанный черной краской. Он играет роль Ганнибала в спектакле «Как царь Петр арапа женил», который ставят выпускники. Именно так по традиции в школе св. Георгия отмечают последний звонок — собственным спектаклем и маленьким концертом. Ребята готовились почти год: шили костюмы, собирали информацию по Петровской эпохе.
Многие родители не могут сдержать волнения — ведь им много лет говорили, что их ребенок будет как растение, что он не сможет общаться с другими людьми. И вот пожалуйста — он заканчивает десятый класс, играет на сцене, поет... Разве это не счастье!
«Все это чудо стало возможно только благодаря удивительным педагогам нашей школы, — говорит Наталья, мама одного из выпускников. — Мой ребенок учился в разных учебных заведениях, но именно здесь прогресс налицо: за несколько месяцев он достиг того, что в других школах отрабатывают годами».
Действительно, детей, которые здесь учатся и имеют множественные нарушения развития (выраженную умственную отсталость, тяжелые формы аутизма, синдром Дауна, психические расстройства и пр.), очень неохотно принимают в государственные коррекционные школы, многим из-за тяжести их состояния просто отказывают в обучении.
— Единственным учреждением, где наши дети могут находиться в коллективе своих сверстников, иметь друзей, быть включенными в образовательную среду и почувствовать себя личностью, является специальная коррекционная негосударственная школа святого Георгия, — в один голос утверждают родители.
— Для нас самое главное в работе — это персональная направленность на ребенка, — говорит завуч школы Тамара Исаева. — Лишь она даже при очень тяжелых нарушениях позволяет развиться тому человеческому, что заложено в растущем человечке. В своей работе мы используем принципы лечебной педагогики, обращаемся к мировым культурным ценностям. У нас специально оборудованные классы, где созданы необходимые условия для развития каждого нашего ученика. На наш взгляд, инклюзия — это, прежде всего, адекватно выбранный метод обучения, соответствующий и учитывающий его возможности, а не просто когда всех детей — здоровых и не очень — обучают вместе. Важно не то, на какие оценки учится ребенок, а насколько счастливым он себя чувствует в учебной деятельности, насколько он открыт и добр.
Официально школа св. Георгия существует с 1995 года. Сначала она ютилась в цокольном помещении обычной многоэтажки. Потом родители добились того, чтобы этому учреждению выделили более просторное помещение. И с 2001 года по договору социального заказа школа базируется в здании досугового центра в Люблинском парке. И все было нормально до тех пор, пока в 2006 году это здание не было передано из районной управы в муниципалитет «Люблино». К школе тут же стали предъявляться претензии по поводу того, что происходит нецелевое использование здания, что там не работают с населением и не ведут для местных жителей кружки и секции. Сотрудники школы объясняли, что дети особенные, что много специального оборудования, поэтому места и возможностей для работы кружков практически нет.
— Ситуация сильно обострилась с нового года, — рассказывает Тамара Николаевна. — В феврале нам сказали, что, если до конца мая мы не будем вести кружки, нас выселят. А 23 апреля неожиданно пришла бумага из муниципалитета, где нам официально сообщили, что 17 мая мы должны освободить помещение. Нам даже не давали закончить учебный год.
Родители и педагоги были в отчаянии. Ведь в данном случае речь идет не просто о проблемах частной школы, а о детях с особыми потребностями. Идти из этого учебного заведения им было просто некуда. И тогда к защите школы подключились общественность — певица Диана Гурцкая с мужем, депутаты разных уровней, а потом и Общественная палата.
— Именно после вмешательства Общественной палаты и последующего письма префекта ЮВАО Владимира Зотова мэру Москвы с просьбой передать занимаемое здание школе в безвозмездное пользование, наше выселение приостановили, — продолжает Тамара Исаева. — Муниципалитет пролонгировал договор еще на год и внес в предмет договора пункт «коррекционно-образовательная деятельность».
На праздник последнего звонка в это учебное заведение приехал заместитель префекта ЮВАО Александр Найданов и сообщил, что по распоряжению мэра началась процедура оформления документов для передачи школе здания в безвозмездное пользование.
— Это, конечно, замечательные результаты, — говорит одна из родительниц, Екатерина. — Для наших детей школа святого Георгия — целый мир. Здесь они не только учатся, но потом и работают: помогают по школе, работают в мастерских. Жаль только, что права человека с инвалидностью нужно так трудно завоевывать, и что коммерческий вопрос мог оказаться важнее милосердия.