В феврале 2012 года, когда жительница небольшого городка Сысерть (Свердловская область) Тамара Талашманова собралась погостить в Бухаре у старых знакомых, она даже не подозревала, чем может обернуться для нее поездка в «братскую» страну. Узбекистан 73-летняя женщина решилась посетить по совету врачей, порекомендовавших ей проводить больше времени в теплых странах. До этого она не выезжала даже за пределы области. Возвратиться домой она планировала в мае. Однако 23 апреля у пенсионерки скоропостижно скончалась дочь. Тамара Николаевна решила лететь домой самолетом, рейсом Самарканд — Екатеринбург. Но в аэропорту при личном досмотре багажа пенсионерку задержали из-за обнаруженного в ручной клади лекарственного препарата феназепам, как выяснилось позже, запрещенного в Узбекистане. Никакие уговоры, объяснения убитой горем женщины не смутили узбекских милиционеров, оформлявших протокол. У нее были изъяты все документы и авиабилет. Вылететь гражданке России на похороны дочери так и не удалось: разбирательство в аэропорту затянулось на 12 часов.
О том, что случилось с Тамарой Николаевной, родственники узнали от нее самой. Она сообщила о происходящем внучке Надежде Гилевой по сотовому телефону.
— Бабушка билась в истерике. Все, что мы могли понять, это то, что ее держали около 12 часов и только вечером отпустили, изъяли загранпаспорт, — рассказала внучка Талашмановой.
Тем временем в Самарканде по факту обнаружения снотворного против россиянки было возбуждено уголовное дело. За провоз запрещенного лекарства ей грозило лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Больше месяца бабушка находилась под домашним арестом. Талашманова была вынуждена регулярно ездить из Самарканда, где проходили допросы, в Бухару, где проживают ее друзья. Отметим, что расстояние между этими городами составляет почти 300 километров. Какие усилия приходилось прилагать 73-летнему человеку, чтобы проделать этот путь по жаре на автобусе, даже страшно представить. Однако ни медицинского присмотра пожилой женщине, ни материальной поддержки власти Узбекистана не оказывали.
— Ее привозили в какую-то маленькую комнатушку в одноэтажном бараке, — рассказала «МК» Надежда Гилева.
На все объяснения россиянки Талашмановой о том, что феназепам ей прописали врачи, а срок рецепта еще не истек, службы Узбекистана отвечали, что они направили в Россию запросы о наличии у нее рецепта, судимости и наркозависимости. И в случае если подозрения следователей в России опровергнут, то пенсионерку отпустят.
Однако, как выяснилось, никаких запросов узбекские силовики не отправляли: ни в больницу по месту жительства Талашмановой, ни в российское посольство, ни в МИД РФ.
Всерьез обеспокоенная состоянием здоровья своей бабушки и бескомпромиссностью зарубежных силовиков, Гилева 3 мая обратилась за помощью к губернатору Свердловской области, полпреду Президента РФ в УрФО, а также представителю МИД РФ в Екатеринбурге.
— Утром 23 мая Тамара Николаевна в телефонном разговоре с сотрудниками МИДа России сообщила, что узбекские правоохранители вернули ей паспорт. Уголовное дело было прекращено до суда, — рассказал нашему журналисту представитель МИД РФ в Екатеринбурге Сергей Хван.
25 мая свердловская пенсионерка прибыла рейсом Самарканд — Екатеринбург в аэропорт «Кольцово». Сейчас ее состояние врачи оценивают как удовлетворительное, однако делать какие-то заявления Тамара Талашманова отказалась.
— Перелет бабушка перенесла нормально, но уже в аэропорту у нее поднялось давление. Сейчас она находится в Екатеринбурге, — рассказала внучка Надежда Гилева.