Школу №523 в Черемушках сливают с детским садом — начальной школой №1649. Школа рассчитана на 550 мест, но там учится порядка 300 детей. В связи с изменением системы финансирования школ такой недокомплект является недопустимым, поэтому школу пополняют детсадом.
523-я школа в шоке от такой реформы — главным образом из-за того, что ее директором теперь будет директор детского сада, не имеющий ни опыта управления школой, ни необходимого образования.
Примечательно, что управляющий совет школы и трудовой коллектив педагогов проголосовали против слияния, а без их согласия сливать школу нельзя — это противоречит ФЗ №83. Но директор детсада ведет себя так, будто все уже решено. Проводит собрания с родителями, раздает им договоры с будущей школой, которая даже номера еще не имеет...
...И затевает ремонт, в ходе которого — это она уже пообещала — в школе помимо прочих новшеств будет закрыт музей народного творчества, который любят и дети, и родители.
Возмущение, которое испытывают родители и учителя 523-й школы, хорошо понятно тысячам родителей и учителей других московских школ, оказавшихся в аналогичной ситуации.
Их сливают — причем не только в прямом смысле этого слова, но и в переносном. Представления людей о том, как и где должны обучаться их дети, сливаются в помойное ведро бюрократических установок, ориентированных на выполнение решения высшей власти — сокращать расходы на образование, чтоб за их счет увеличивать расходы на национальную оборону.
Напомню, что в бюджете 2012–2014 годов доля расходов на образование снижается от 4,2% ВВП до 3,6%. Расходы на оборону, напротив, повышаются от 6,4% до 7,2%.
Осенью, когда министр финансов Кудрин заявил, что не будет работать в правительстве Медведева, поскольку не согласен с таким подходом к образованию, «сливаемые» сегодня родители, возможно, не обратили на него внимания. Но сейчас этот подход ударил точно по их головам. И им надо срочно что-то делать. Как-то бороться за своих детей, которые вместо достойной английской спецшколы теперь должны учиться в самой обычной — с одноклассниками, которые не то что английского, но и русского зачастую не знают.
При этом никто даже не может сказать: по каким программам их будут учить, сохранится ли углубленное изучение или все пойдет прахом? И где они будут учиться: в старом здании или придется ходить в другую школу, тридцать минут пешком через два перекрестка?
Ответов нет, потому что ни у одной школы нет того, что называется «концепция слияния». Есть только экономика. Школе не хватает учеников до полного комплекта? Все, школа сливается. Без концепции. Просто сливается с кем попало, и все.
По закону это нельзя делать сверху. По закону слияние должно идти снизу. Управляющий совет школы должен сам решить слиться с другой школой, попросить об этом Департамент образования, и Департамент тогда его милостиво сольет. На деле же все решает, конечно, Департамент, а чтобы оформить слияние, родителей и педагогов прессуют, обманывают или затягивают процесс, чтоб провести слияние летом, когда занятия закончатся, дети разъедутся, а к сентябрю вернутся, и тут им объявят: «Пожалуйте в новую школу. Сюрпри-и-из!»
В Интернете уже появились форумы сливаемых школ. Негодующие родители обмениваются опытом борьбы, пишут возмущенные письма мэру Собянину, начальнику Департамента образования Калине. В апреле они провели один митинг на Пушкинской площади, сейчас планируется второй.
Их очень много в Москве — родителей, которым небезразлично, где будут учиться их дети. Все они относятся к среднему классу и составляют потенциальную основу того оппозиционного движения, которое зарождается в России.
Нагибая этих людей, отнимая у них возможность дать то образование детям, какое они хотят, власть форсирует его рождение. Рубит сук, на котором сидит. Но зато экономит деньги на оборону, не понимая, что обороняться придется в первую очередь от разгневанных родителей и учителей, которых она сама же сейчас и доводит до точки кипения дурацкими, непродуманными и оскорбительными реформами, бьющими по самому важному для этих людей — по их детям.