Несмотря на всю сенсационность этой статистики, ее ожидали. И весь вопрос был в том, когда это произойдет.
Несмотря на это, белые продолжают оставаться в большинстве по количеству населения, не говоря уже о том, что они составляют наиболее зажиточную, технически оснащенную, высокообразованную часть американского общества. И тем не менее сообщение Бюро переписи является во многих отношениях поворотным пунктом. Вот что говорит главный демограф Брукингского института Вейллам Фрей: «Трансформация от в основном „белой“ культуры к более глобализированной мультиэтнической стране — это и позитивный, и негативный момент».
Изменения, как говорится, начинаются с головы. В Белом доме сидит президент, который наполовину белый и наполовину черный. В 348 графствах страны белые уже не составляют большинства. Эта цифра, по-видимому, увеличится, когда подоспеет только что родившееся новое поколение цветных. Белые не представляют большинства в 4 штатах и уступают небелым в таких городских анклавах, как Нью-Йорк, Лас-Вегас и Мемфис.
Перемены в расовом составе американского общества в значительной мере определяют его расслоение по возрастному признаку. Белое население — в основном люди преклонного возраста, а небелое — молодежь. Это обстоятельство создает определенные проблемы для США. Дело в том, что цветная молодежь, представители различных меньшинств, получает недостаточно квалифицированное образование. Белое пожилое население неохотно раскрывает свои кошельки для образования молодого поколения, и тем более с иным цветом кожи. Но такой эгоизм пожилых белых может серьезно ударить бумерангом по ним самим. Дело в том, что рано или поздно именно молодое цветное поколение должно будет содержать через налогообложение пожилое белое население США.
Количество, перешедшее в качество в июле 2011 года, набирало темпы в течение последних лет. Основной питательной средой этого феномена является увеличение иммиграции в США в течение последних трех десятилетий. Причем «латинос» составляют большинство иммигрантов, и они опять-таки в своем большинстве молодые. Испаноговорящие семьи имеют больше детей, чем белые семьи.
Как я уже отметил, белые представляют все еще самое большое этническое объединение в США — приблизительно 63,4%. Но их постарение предвосхищают фундаментальные сдвиги в американской демографии. Посудите сами: средний возраст белых в Америке — 42 года. Это означает, что значительное большинство женщин уже перешагнули полосу активного деторождения. С другой стороны, женщины-«латинос» находятся на пике своего «плодоношения»: их средний возраст — 27 лет. Эти цифры приводит Джеффри Пассел, главный демограф Центра Пью. Между 2000 и 2010 гг. «латинос» в США родилось больше, чем иммигрировало сюда.
Еще одна знаменательная цифра: меньшинства составили 92% всего роста населения за это же десятилетие. Все это приводит к возникновению в США процессов, которые резко отличаются от демографического облика этой страны в 1950-х годах.
Происходящие демографические процессы упираются в образование. В современных США без высшего образования шансы на успех весьма мизерные — таковы требования современного общества и современного развития экономики. Но черные и «латинос» намного уступают белым в отношении высшего образования. По некоторым данным, только 13% латинос и 18% черных имеют такое образование, по сравнению с 31% белых. Поскольку в недалеком будущем именно на молодых американцев ляжет обязанность заботиться о растущем количестве людей, ушедших в отставку и на покой, становится кардинально необходимым улучшение образования цветной молодежи. Надо учитывать и то, что пожилое поколение взваливает на приходящие молодые поколения триллионы и триллионы долларов правительственных долгов.
Многие демографы и политологи критикуют руководство США за то, что оно не готовится исподволь к решению проблем, уже маячащих в недалеком будущем.
Следует учесть, что ассимиляция новых иммигрантов — это весьма длительный процесс, требующий смены нескольких поколений. Но современные США такой роскошью по времени сейчас не обладают, тем более что усиливается конкуренция страны со вновь возникающими центрами экономической мощи, такими, как Китай, Индия, Бразилия. Рой Тейксира, главный научный сотрудник Центра американского прогресса, говорит: «Нам уже вежливо стучат в дверь и просят быть готовыми, а мы весьма плохо обучаем наше молодое поколение, в особенности представителей меньшинств. Если говорить откровенно, мы вообще не готовы для этого».
Насчет вежливого стука в двери с Тейксирой можно поспорить. Как показывают президентские выборы-2008 и президентские баталии этого года, иммигранты-«латинос» все более активно включаются в политическую жизнь страны. Достаточно сказать, что каждые 18 месяцев около 50 тысяч «латинос» получают право голоса.
Все вышесказанное имеет большое поучительное значение не только для США. Европейские страны, которые не испытывали существенных волн иммиграции, сейчас расплачиваются за это. Их молодое население слишком незначительно для того, чтобы поддерживать своих отцов и матерей. А это, естественно, возлагает огромные тяготы на экономику этих стран. Вот что говорит Довелл Майерс, профессор университета Южной Калифорнии: «Если бы США опирались исключительно на белых, мы бы сейчас были уже мертвыми. Без поддержки ото всех остальных демографических групп мы бы превратились в дом престарелых».
Думается, что эта проблема стоит ребром не только для западноевропейских стран, но и для России. Нельзя сказать так категорически, как это делает Майерс, говоря о том, что США сейчас были бы мертвыми, но ясно, что русским в РФ без россиян и внешней иммиграции не обойтись.
Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.