Татьяну Голикову, главу Минздрава, конечно, можно понять. После подписания Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака в 2008 году ее ведомство довольно активно стало работать над видоизменением тары для сигарет, дабы предать ей истинно европейский вид. Введение предупредительной надписи «Курение убивает» в 2010 году, по данным директора Совета по вопросам развития табачной промышленности Эдуарда Воронцова, обошлось индустрии в $28 млн.
Теперь настала очередь устрашающих картинок, которые были позаимствованы у минздрава Казахстана, но с некоторыми изменениями. Во сколько обойдется их внедрение, эксперт ответить пока затрудняется, но точно уверен — итоговая сумма окажется не меньше. «Мы с вами должны понимать, что это будут траты, продиктованные приказом Минздрава, который распространяется только на территории России. В итоге мы перейдем на предложенные нам сегодня изображения, уже отличающиеся от тех, что используются в Казахстане (российские предупредительные надписи расположены непосредственно на изображении, а казахстанские — под точно такой же картинкой. — „МК“). Но после выпуска регламента Таможенного союза надписи будут размещаться по-другому, а это уже подразумевает создание нового макета. В конечном счете промышленность должна заплатить дважды, то есть не $28 млн., а все $56 млн. или и того больше. Естественно, это скажется на розничной цене пачки сигарет», — негодует Воронцов.
Представители трех крупнейших табачных компаний, работающих в России, также указывают на нарушение законодательных процедур, допущенных Минздравом при вынесении приказа, общественное обсуждение которого на сайте ведомства длится до 26 мая, в то время как Минюст уже зарегистрировал приказ без каких-либо поправок. Директор по коммуникациям компании JTI Анатолий Верещагин отмечает, что подобный документ ко всему прочему должен был пройти оценку регулирующего воздействия в Минэкономразвития, чего сделано не было. «Ранее Россия предостерегала Казахстан от принятия односторонних решений в области технического регулирования табачной продукции в рамках Таможенного союза. Сегодня наш Минздравсоцразвития делает то же самое», — удивляется Верещагин. В то же время управляющий отделом по связям с общественностью компании «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Ирина Жукова ставит под сомнение вопрос снижения уровня продаж сигарет в тех странах, которые уже используют вдобавок к предупредительным надписям еще и изображения. «Если бы они действительно имели эффект, то после их внедрения в Австралии, Канаде и Великобритании наблюдалось бы более резкое снижение распространенности курения, но этого не произошло», — отмечает она.
В пресс-службе компании "БАТ Россия" заявили, что мировой опыт в плане эффективности такой меры как нанесение предупредительных картинок на пачки сигарет неоднозначен. "В то время как в в странах Евросоюза лишь 10 из 28 стран его участников ввели или планируют ввести графические предупреждения на упаковку табачной продукции, пока нет однозначно трактуемых результатов этого действия. Международный опыт показывает, что увеличение размера предупредительных надписей о вреде курения на сигаретной пачке и графические изображения последствий курения имеют разную степень воздействия на потребителей. А недавнее исследование международной компании Deloitte показало, что увеличение предупредительных надписей на пачках сигарет, а также введение аналогичных элементов в виде картинок не сказывается на уровне потребления. Такой вывод сделан на основе исследования ситуации в 27 странах мира на протяжении 14 последних лет", - поясняют представители компании.
МЕЖДУ ТЕМ
Свыше 60% российских курильщиков не откажутся от курения из-за появления на пачках сигарет устрашающих картинок, свидетельствуют данные опроса, проведенного исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru. Большинство респондентов не сомневаются, что даже самое жуткое изображение на пачке не помешает курильщику достать из нее очередную сигарету. Только около 15% опрошенных не исключили того, что пугающие картинки вполне могут заставить их отказаться от курения. Интересно, что в эффективность страшных картинок больше верит молодежь до 24 лет (18% против 9% среди курильщиков старше 45 лет).