— В рамках государственной программы по строительству платных дорог, реализуемой Правительством РФ, сейчас на территории Московской области ведется строительство и реконструкция сразу нескольких участков автомобильных дорог: в том числе федеральные автомобильные дороги М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Москва — Санкт-Петербург», северный обход города Одинцово, МКАД — Ногинск — Орехово-Зуево и ЦКАД. Все работы ведет Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»).
— И когда платные дороги начнут действовать?
— В этом году будет введен в эксплуатацию на платной основе первый в Московской области участок автомобильной дороги М-4 «Дон» протяженностью более 108 км. Он продлится до границы Московской области. Первые терминалы на участке 48 км — 71 км откроются уже 15 мая в присутствии губернатора Московской области и мэра города Москвы.
В 2013 году будет сдан в эксплуатацию платный участок автодороги — северный обход города Одинцово, с реконструкцией в 2014 году Молодогвардейской транспортной развязки на ее пересечении со МКАД.
Продолжаются работы по реконструкции головного участка федеральной трассы М-1 «Беларусь» (от 33 до 84 км).
Завершено проектирование и начаты строительные работы по сооружению платной скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва — Санкт- Петербург» на участке МКАД — 58 км с сооружением Бусиновской транспортной развязки на пересечении ее со МКАД. Данный участок планируется ввести в эксплуатацию в 2014 году.
Кроме того, для разгрузки автомобильной дороги Москва — Нижний Новгород в этой же программе предусмотрено строительство новой платной автодороги МКАД — Ногинск — Орехово-Зуево с последующим ее продолжением до Нижнего Новгорода и Казани. Проектирование этого участка будет завершено до конца 2012 года, а строительство — до 2019 года.
В 2012 году закончится проектирование федеральной автомобильной дороги М-3 «Украина» — от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (направление на Киев), речь идет об участке между 37 км и 173 км в Московской и Калужской областях, а в 2014–2019 годах будет проведена его реконструкция с последующим переводом на платность.
— Но самый масштабный проект развития транспортной инфраструктуры Московской области — это строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги. Основное назначение ЦКАД — разгрузить федеральные дороги и МКАД, перераспределив транзитный поток автотранспорта. Как обстоит ситуация с ее строительством?
— Действительно, ЦКАД должна стать составной частью транспортных коридоров, обеспечивающих прохождение автотранспорта по направлениям Север — Юг и Запад — Восток. Проектирование Центральной кольцевой автодороги заканчивается, а ее сооружение разделено на 5 пусковых комплексов, включающих в себя 9 участков строительства общей протяженностью более 520 км, она пройдет по территориям 18 муниципальных образований Московской области.
Правда, один из этих пусковых комплексов, № 5, проходящий по территориям Наро-Фоминского, Одинцовского, Солнечногорского муниципальных районов и городского округа Звенигород протяженностью более 80 км, будет бесплатным.
Упрощенная модель ЦКАД состоит из четырех типов автодорог:
— скоростные участки (направления: Московское малое кольцо, Московское большое кольцо, участок планируемой скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург);
— нескоростные участки расширения в границах существующей полосы отвода ММК и Можайского шоссе;
— нескоростные участки реконструкции;
— нескоростные участки, связывающие ЦКАД с существующими кольцевыми дорогами в Солнечногорском и Клинском районах.
Проектная документация на строительство 6-го и 7-го участков (от пересечения со скоростной автомобильной дорогой Москва — Санкт-Петербург до автомобильной дороги М-7 «Волга») уже прошла государственную экспертизу, поэтому Министерством транспорта Российской Федерации принято решение о подготовке к строительству 6-го участка ЦКАД (от строящейся скоростной трассы М-11 «Москва — Санкт-Петербург» до Ярославского шоссе).
В целом строительство ЦКАД планируется осуществить в период 2012–2022 годов.
— Сколько мы будем платить за проезд на платных дорогах?
— Предполагается, что тарифная политика ГК «Автодор» будет учитывать необходимость адаптационного периода для привыкания пользователей к платным автодорогам, как это указано в программе. Тариф за проезд по платной автодороге М-4 «Дон», которая открывается в текущем году, начнется с 1 рубля за 1 км, по другим платным участкам автодорог данный вопрос будет решаться ближе к открытию движения по ним.
— А если кто-то не хочет ездить за деньги, у них будет возможность воспользоваться объездной дорогой?
— Дорога не может быть платной, если нет альтернативного бесплатного проезда — это одно из главных условий прокладки платных автомобильных дорог. Так, для М-4 «Дон» в качестве альтернативного пути проезда является Старокаширское шоссе, для М-1 «Беларусь» — дублеры (на головном участке) и Можайское шоссе, для северного обхода города Одинцово — на начальном этапе — М-1 «Беларусь», затем — его дублеры, М-3 «Украина» — А-101 «Калужское шоссе».