— Как лучше запоминать большой объем информации в ограниченный период времени?
— Разные люди по-разному воспринимают окружающий мир. Поэтому кому-то нужно учебный материал видеть, чтобы запомнить, кому-то — его записать, кому-то — выделить главную мысль подчеркиванием соответствующего абзаца в учебнике, а кому-то достаточно его услышать. Людям, которые запоминают увиденный материал, улучшить процесс запоминания помогает подключение любой ритмичной моторики (например, заучивание на ходу или постукивание ногой). Но в любом случае главное — повтор. Наш мозг — очень хорошо организованная цикличная система. И любой вид деятельности, который мы хотим закрепить, должен быть вмонтирован в определенный цикл. Хаос усваивается мозгом гораздо хуже.
— Говорят, что валерьянку перед экзаменом пить не надо. Почему?
— Потому что во время экзамена надо мобилизоваться, а прием валерьянки расслабляет, поэтому принимать ее перед экзаменом категорически нельзя, как, впрочем, и любое другое успокоительное средство. Если вы боитесь экзаменов, вам надо на них настраиваться. Как? В первую очередь необходимо преодолеть страх перед самим словом «экзамен». Для этого надо почаще в своем сознании произносить это слово: вот я ответил на уроке — я сдал мой маленький экзамен; удалось договориться с родителем по какой-то проблеме — это я сдал мой очередной маленький экзамен. Во-вторых, необходимо понять, почему вы боитесь экзамена. Если потому, что не подготовлены, выход один: выучить материал. Если вы опасаетесь, что растеряетесь на экзамене и не вспомните материал, который учили, тогда задача другая — преодолеть этот страх. Испокон веков люди, которые ведут экстремальный образ жизни (путешественники, спортсмены), всегда прибегали к помощи талисманов. Многие студенты в период сессии создают себе различные талисманы: кто-то ходит на все экзамены с одной и той же ручкой, кто-то одевает одну и ту же одежду и т.д. Создание собственного талисмана — это не признак слабости, а дополнительная психологическая поддержка. Удачно подобранный талисман создает у человека чувство уверенности в своих силах, что помогает ему мобилизоваться и преуспеть.
— Моя дочь учится в английской спецшколе, нагрузки очень сильные. Мы, родители, как можем помогаем ребенку: уроки делаем после прогулок на свежем воздухе, стараемся, чтоб она соблюдала режим, ела рыбу, овощи, фрукты... Но девочка все равно сильно устает. Можете ли посоветовать легкое успокаивающее для подростка?
— Я категорически против того, чтобы подростку давали успокаивающие средства без наличия на то показаний и без назначения врача. В данном случае я их не вижу. Ребенок просто не умеет отдыхать. Посмотрите любую доступную литературу, например в Интернете, по аутотренингу: есть множество несложных упражнений, позволяющих за 2–3 минуты добиться ощущения, что ты отдохнул. Кроме того, попробуйте проанализировать свое поведение. Родители часто сами навязывают детям мысль, что у них очень большие нагрузки. Если вы так считаете, обсудите это с учителем, но ребенку об этом говорить не надо. Когда школьнику говорят о высоких школьных нагрузках, он на это настраивается, и ощущение усталости возникает не только в результате реальных нагрузок, но и вследствие неверной психологической установки. И еще. Почему-то считается, что проблемы — это плохо, и нужно стремиться их избегать. На самом деле проблемы человеку необходимы. Чтобы мышцы были сильными, им нужен тренажер. Для развития ума тоже нужен «тренажер», которым в этом случае являются интеллектуальные нагрузки. Наша психика, чтобы она была выносливой и стрессоустойчивой, тоже нуждается в «тренажере», которым в данном случае являются проблемы. Только при преодолении проблем у человека формируются психологическая устойчивость, сила воли, сила духа. Но следует помнить, что во время любой тренировки необходимо правильно и индивидуально подбирать нагрузки, т.е. надо не освобождать ребенка от решения проблемы, а настойчиво мотивировать его на ее преодоление. Ребенку в школе не просто дают определенные учебные нагрузки, но и постепенно их увеличивают по мере того, как школьник взрослеет. Так и должно быть.
— Есть анекдот в тему. Разговаривают два мальчика в школе. «Что ты делаешь, чтобы быть умным?» — «Ем рыбу. А ты?» — «А я читаю книжки». Как лучше усилить рацион питания школьников в период подготовки к экзаменам?
— Конечно, нужны белки. В рыбе белки более легкоусвояемые, чем в мясе. Хотя тут дело вкуса. Но вегетарианская, как и любая другая жесткая диета, на период экзаменов все-таки не рекомендуется. В этот период должно быть сбалансированное питание.
— Сколько можно выпить чашек кофе в ночь перед экзаменом без ущерба для здоровья? Или, может, лучше «энергетики» пить?
— Нисколько и ни в коем случае, потому что после употребления большого количества кофе у большинства людей отмечается перевозбуждение психической деятельности с последующим снижением деятельности интеллектуальной. Для чего пьют так много кофе перед экзаменом? Потому что до этого весь год гуляли и теперь за ночь хотят поднять огромный интеллектуальный груз. Может быть, лучше заранее начать готовиться к экзаменам? Я категорически против «энергетиков». Организм человека является самозаряжающейся системой, и если человек начинает подзаряжать свой организм энергетиками извне, происходит истощение его собственных энергообразующих систем. Поэтому надо уметь себя «заводить» за счет собственных резервов. Это физические и интеллектуальные нагрузки, самого разного рода впечатления, которые тренируют нашу энергетическую систему.
— Расскажите о таких средствах, как лимонник и янтарная кислота.
— И лимонник, и янтарная кислота относятся к средствам общестимулирующего действия. Их прием оказывает благоприятное воздействие на работу головного мозга, повышает психическую стрессоустойчивость, нормализует работу нервной системы, оказывает стимулирующее и укрепляющее воздействие на иммунную систему, улучшает энергетический обмен. Но перед тем как эти средства применять, все-таки необходимо посоветоваться с врачом.
ЕДА ДЛЯ УМА
Чемпионом среди продуктов питания, способных повысить все мыслительные способности (память, логическое мышление, внимание), является морская рыба. Она содержит «умные» кислоты омега-3, которые принимают непосредственное участие в работе мозга. Регулярно снабжая мозг этими кислотами, можно добиться увеличения скорости восприятия информации и быстроты мыслительных реакций, активизировать обработку и анализ информации. Так, подросткам в возрасте 11–17 лет необходимо съедать около 60–70 г рыбы ежедневно. Однако, увы, в России традиционно низок уровень потребления жирной морской рыбы, и поэтому дефицит омега-3 кислот у современных российских детей — явление очень распространенное. Поэтому есть смысл принимать эти вещества дополнительно в виде пищевых добавок. Особенно накануне экзаменов, сессий, окончания учебного года.