Похоже, теперь Александр надолго запомнит тот злополучный день — 11 июня 2009 года. Накануне молодой человек вместе с двумя приятелями-ровесниками отправился в гости к общему другу, который проживает в селе Кокорино Иволгинского района Бурятии. Ночь компания провела в доме жителя одного из местных сел, а около 9.00 продолжила свой путь.
— Они прошли около километра по траве, когда Мальков решил закурить. В их компании, кстати, дымил только он, — рассказала «МК» зампрокурора Иволгинского района Наталья Петренко. — Покурив, он кинул окурок и пошел дальше. Позже сознался, что видел, как трава воспламенилась.
На беду в тот день был сильный ветер, и пожар стал быстро распространяться. Вместо того чтобы принять меры к тушению, ребята ускорили шаг. Тревогу забили жители села Ключи, увидевшие, как огненная стена идет на них. Этот населенный пункт между тем находится в 8 километрах от места, откуда началось возгорание.
«МК» удалось найти лесничего Иволгинского лесхоза, который тогда бросился на борьбу с «красным петухом».
— Наша база расположена в 50 км от этого пункта, к моменту приезда огонь практически полностью выжег поле и ушел в лес, — Сергей Никитович даже спустя три года досконально помнит детали страшного пожара. — Фронт пожара был километр. Мы оперативно приступили к тушению.
— Сколько всего человек участвовали в этом?
— 50–60, среди них брандмейстеры, добровольцы, МЧС, местные жители. Привлекали три трактора и пять пожарных машин. Самолет «Ан-2» облетал лес, мониторил ситуацию. Была угроза для домов. Огонь остановили в рекордное время, спустя сутки, а на вторые дотушивали возгорание. Обычно такие пожары, кстати, тушат неделю. В общей сложности выгорело порядка 2000 гектаров молодняка — сосны возрастом 10–40 лет.
— Наверно, таких крупных пожаров у вас в лесничестве до этого и не было?
— Нет, случались. Помню, в начале 90-х у нас были пожары такой площади. Кстати, тогда выяснилось, что лес поджигал один из лесничих, который после вместе с нами бросался его тушить. Его долго не могли вычислить. Но потом осудили на 5 лет.
А вот Малькова, к удивлению лесничего, задержали в этот же день. Местные жители сообщили о подозрительных личностях в милицию. «Я мельком видел эту компанию, — признается Сергей Никитович. — Было огромное желание дать им кулаком в морду».
— Было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 261 УК РФ — «повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем», — пояснила зампрокурора района. — Мальков сразу же дал признательные показания. Поэтому дело рассматривалось по упрощенной схеме. Представители лесхоза подсчитали ущерб, который составил почти полмиллиарда. Мальков был в курсе этой суммы, дело направили в суд.
Правда, судебное заседание состоялось только 3 апреля этого года — почти 2 года поджигатель бегал от служителей Фемиды. В итоге судьи признали молодого человека виновным и назначили наказание в виде года исправительных работ с удержанием из заработка в доход государства 10%. Кроме того, Малькову предстоит возместить... сумму причиненного ущерба.
— Что делать, согласен, — сказал Мальков после оглашения решения. — Ну не буду курить в лесу.
К сведению, средняя зарплата российского арестанта порядка 3 тысяч рублей в месяц. Правда, в отдельных колониях она составляет... 70 рублей. То есть в лучшем случае Мальков за год сможет выплатить потерпевшей стороне всего 3600 рублей.
Затем за работу возьмется служба судебных приставов. В первую очередь приставы опишут имущество Малькова. Правда, учитывая, что тот нигде не работает и не учится, вряд ли эта сумма будет более-менее существенна. Да и средняя зарплата в Бурятии — всего около 22 тыс. рублей. Родители Малькова, кстати, тоже далеко не миллионеры. В общем, получается, что парню надо прожить несколько жизней, чтобы расплатиться с лесным хозяйством.