Глава Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина («СР») отметила, что семейный капитал, введенный в 2007 году, — «чуть ни не единственный успешный пример социального партнерства», но обратила внимание на некоторые статистические моменты, «на которые правительство не любит обращать внимание». Рождаемость в России за время действия программы выросла (как и сумма капитала — с 250 тыс. рублей до более чем 387 тыс.), но в последние годы опять снижается: если в 2007 году по сравнению с 2006 годом прирост был 8,8%, то в 2011 году — лишь 0,2% по сравнению с 2010 годом.
А разрыв между рождением первого и второго ребенка составляет 73 месяца, что, конечно, меньше, чем в 1992-м, жестко кризисном году (94 месяца), но больше, чем в 1995–1999 годах (60 месяцев) и 2000–2004 годах (67 месяцев). В 2009 году было оформлено больше всего сертификатов на право получения капитала, и г-жа Мизулина объяснила это вступлением в силу антикризисной меры, разрешавшей получить наличными 12 тысяч рублей единовременно: «Это сигнал властям — вот каково истинное материальное положение семей с детьми».
Сейчас уже реализовано 26,16% выданных сертификатов, 97% от этого числа матери направили на улучшение жилищных условий, 2,5% — на образование и лишь 0,06% — на накопительную часть пенсии. Если говорить о средствах, потраченных на жилье, то на строительство и реконструкцию без привлечения заемных средств потрачено 25% реализованных сертификатов, а на погашение кредитов — 75%.
Участники слушаний рекомендуют расширить перечень направления средств капитала, и в первую очередь — на лечение детей до 3 или 10 лет в случае экстренной необходимости, угрозы жизни или дорогостоящее лечение и высокотехнологичную медпомощь ребенку-инвалиду до достижения им 3 лет с последующей компенсацией средств из федерального бюджета.
«Отписками» назвала представитель Общественной палаты Александра Очирова аргументы Минздравсоцразвития, который на все предложения такого рода отвечает, что высокотехнологичная помощь оказывается за счет федерального бюджета. А вице-спикер Людмила Швецова («ЕР») добавила: «Есть случаи, когда ребенка нужно срочно вести за границу на лечение, а Минздравсоцразвития из-за бюрократических процедур не успевает организовать финансирование, и родители продают все, что можно, вплоть до квартир, а потом им никто этих расходов не компенсирует, потому что министерство, мол, не может перечислять деньги постфактум...» Материнский капитал (пусть и с обязательством потом вернуть потраченные на лечение средства) мог бы стать палочкой-выручалочкой в таких ситуациях.
В рекомендациях (их потом доработает комитет) есть предложения разрешить тратить капитал на газификацию, электрификацию и водоснабжение жилья, приобретение земельного участка под строительство жилья и получение образования матерью.