Церковнослужители уверенно обходят министра Нургалиева и главного санитарного врача Онищенко, традиционно выступающих в роли авторов абсурдных высказываний и новостей. Патриарх Кирилл и протодиакон Кураев в последние дни их явно переигрывают.
Понятно, они это делают не намеренно и попадают впросак из-за того, что просто не слишком хорошо знакомы с внецерковными обычаями. Но первенствующая роль духовенства в политической и культурной жизни общества, которой добивается РПЦ, приобретает из-за этого довольно сомнительные черты.
Главный санитар Онищенко, впрочем, давно уже не появлялся на арене. Последний его перл гласил, что митинги опасны для здоровья, потому что там можно простудиться. После этого он взял тайм-аут. Нургалиев проявляет больше активности: на прошлой неделе он удачно повеселил публику, пообещав организовать для питекантропов-полицейских уроки человеколюбия.
Но когда за дело берется РПЦ, Онищенко и Нургалиеву остается только нервно курить в стороне. Их выступления — невинные шутки по сравнению с идеями и сюжетами, которыми радуют публику представители духовенства.
Они действительно отжигают по полной программе.
К примеру, протодиакон Кураев на днях открыто призвал граждан к противоправным действиям. Отвечая на вопрос о концерте Мадонны в поддержку геев и лесбиянок, с которым она планирует выступить в августе в Санкт-Петербурге, он сказал, что «нормальный человек в таких случаях звонит в ФСБ и говорит, что якобы кто-то в определенном месте заложил бомбу».
Таким образом, он прямо посоветовал не согласным с Мадонной гражданам совершить преступление, классифицируемое по ст. 205 УК РФ как «ложное сообщение о террористической угрозе», которое наказывается лишением свободы сроком до трех лет и денежным штрафом за причиненный материальный ущерб до 200 тыс. руб.
Интересная идея у протодиакона, да? У всякого «нормального человека» она вызовет крайнее изумление. Ну и подставу придумал отец Андрей. Хочет посадить побольше народу, что ли?
История с часами перешибает, однако, даже ложную бомбу. Здесь все еще удивительнее.
Началась она с того, что украинские журналисты зафиксировали на руке патриарха наручные часы «Брегет» ценой в 30 тыс. долларов, но он потом сказал, что это монтаж, поскольку часы он носит другие — недорогие, отечественные. После этого с сайта патриархии таинственным образом исчезли некоторые фото, где патриарх фигурировал все-таки с часами «Брегет». Это уже было странно и подозрительно. Но самое удивительное обнаружилось позавчера. На снимке с министром юстиции Коноваловым патриарх сидел за столом без часов, но при этом часы — разумеется, тот же «Брегет» — бесстыдно отражались в полированной поверхности стола, навевая мысли то ли о божественном чуде, то ли о глупой попытке обмана.
В четверг утром выяснилось, что верно второе. Пресс-служба патриарха принесла извинение за странный снимок, свалив вину на молодую сотрудницу, которая по собственной инициативе стерла патриарху «Брегет», но сдуру оставила его отражение.
Какой вывод следует из этой истории? Вывод такой, что в патриархии трудятся не очень компетентные сотрудники. Не то что в ЦИКе, где умело стирают все дотла, — и факты, и отражения.
Опыта, им катастрофически не хватает чуровского опыта, коротко говоря. По нынешним временам это большой недостаток.
Но зато с ними весело. Можно посмеяться.
Протодиакон Кураев, кстати, вчера уже сказал, что пошутил насчет того, чтоб срывать концерт Мадонны сообщениями о заложенной бомбе.
То есть это была шутка, поняли? На самом деле он не хотел посадить побольше народу. Он просто так шутил.
«Шутка. Бамбарбия киргуду» — просятся сюда бессмертные слова Балбеса из «Кавказской пленницы», объясняющего несмешной анекдот. Но их, конечно, неуместно цитировать там, где речь идет о столь важной проблеме, как роль РПЦ и духовенства в культурной и нравственной жизни общества.