В Ереван Рафаэль прилетел 17 февраля на похороны дедушки. Пограничница долго вглядывалась в паспорт мужчины, а потом попросила отойти в сторонку «для выяснения личности». Уже через пару минут к Рафаэлю подошли сотрудники милиции, которые заковали его в наручники и отвели в КПЗ.
— Я долго не мог понять, в чем меня обвиняют: сам я армянским не владею, в отделении милиции по-русски говорят с трудом, а переводчика мне не предоставили. Только спустя несколько дней буквально на языке жестов мне объяснили: арестовали меня по статье 374 УК Армении — уклонение от воинской службы. И это притом что я всю свою сознательную жизнь прожил в Барнауле, там окончил школу, институт и получил военный билет, — негодует мужчина. — Я вообще не связан с Арменией, если не учитывать тот факт, что я здесь родился.
Отец Рафаэля — военный, во времена СССР служил в Барнауле. Там же и решил обосноваться после ухода в отставку. Рафаэль действительно родился в Ереване, но как только мальчику исполнилось два года, отец забрал его в Алтайский край. С того момента молодой человек был в Армении всего трижды: в 2002 году, в 2006-м, когда привез хоронить папу поближе к бабушке. И вот теперь. «Ни у меня, ни у отца никогда не было ни армянского паспорта, ни прописки здесь. Почему меня арестовали и собираются судить по местным законам?» — недоумевает Рафаэль.
Из камеры мужчина смог выйти только спустя пять дней после задержания. И только под залог в 300 тысяч драм. Все это время оставшаяся в Барнауле беременная жена Рафаэля и его живущая в Ереване бабушка — инвалид первой группы — обзванивали морги, больницы и отделения милиции, пытаясь выяснить хоть что-нибудь о судьбе пропавшего мужчины.
— Позвонить домой мне не дали, адвоката не предоставили. Пять суток обо мне не было известий. О задержании абсолютно случайно узнали соседи моей бабушки. Жена находится на четвертом месяце беременности, из-за стресса у нее случился нервный срыв и угроза выкидыша. Ее срочно госпитализировали. За детьми — старшему из которых десять, а младшему пять — присматривать стало некому. Слава богу, выручили соседи: забрали их к себе, — рассказывая все это, Рафаэль чуть не плачет.
Чтобы внести залог, мужчине пришлось сдать в ломбард все ценные вещи: золотую цепочку, колечки, ноутбук и смартфон. Но и этого вкупе с «гробовыми» еле хватило. Едва освободившись из-под ареста, мужчина отправился искать помощи в российском посольстве. Но и здесь его приняли не сразу.
— Когда я подошел к окошку, объяснил ситуацию и протянул документы, их просто кинули мне обратно со словами: «Занимайте очередь и ждите!» В течение двух недель я ежедневно стоял в очереди, чтобы дождаться приема.
Но и беседа с консулом не добавила ясности. Наоборот, даже запутала.
— Мне объяснили, что все происходящее не противоречит законодательству. Просто из-за постоянного оттока лиц мужского пола из страны служить в армии стало практически некому. Поэтому три года назад был принят закон о двойном гражданстве, согласно которому человек автоматически получает гражданство Армении, если его родители были гражданами этой страны. А это значит, что мужчина призывного возраста, обладающий двойным гражданством, обязан отслужить в вооруженных силах этой страны. Но здесь есть нюанс: мои родители не были гражданами Армении. И отец, и мать получали паспорта в Барнауле. То есть и я, получается, не могу являться гражданином Армении. И у меня есть справка из местного ОВИРа о том, что гражданство мое установить невозможно, так как я не прохожу ни по каким армянским базам данных.
Но, несмотря на это, еще в 2000 году Рафаэля поставили на воинский учет. А это значит — либо служи, либо плати штраф в размере одного миллиона 800 тысяч драм. В переводе на рубли это 300–400 тысяч. Но у Рафаэля этих денег нет: все, что у него было, он уже отдал в качестве залога. Если же человек не может или отказывается платить, ему грозит до пяти лет лишения свободы.
— При этом в посольстве мне сказали, что моя ситуация не прецедент. Просто прежде все платили штраф и спокойно отбывали на родину, не поднимая шумихи. Но это же настоящее вымогательство...
И так непростая ситуация Рафаэля осложняется семейными обстоятельствами.
— Я — единственный кормилец в семье. В Барнауле у меня ипотека, платеж по которой я задержал уже на полтора месяца. Но и это не самое страшное. Я боюсь за жену и детей. Ведь старшего сына мы взяли под опеку. Я не знаю, сколько времени проведу здесь и сколько пролежит в больнице супруга. Ребятишек приютили соседи, но ведь этой ситуацией могут заинтересоваться и органы опеки. А я не уверен, что они будут вникать в проблему.
Абсурд заключается еще и в том, что в России Рафаэль официально освобожден от несения воинской службы — у него порок сердца. Но это не помешало армянским правоохранительным органам впаять Рафаэлю не просто 374 статью, но еще и пункт второй — уклонение от прохождения воинской службы путем причинения себе телесного повреждения или симуляции заболевания путем подделки документов или обмана. Не постыдившись при этом написать в обвинительном заключении, что под арестом его держали не пятеро суток, а всего четыре часа.
Поняв, что помощи ему ждать неоткуда, Рафаэль начал писать письма на сайт Президента России, в прокуратуру, Общественную палату. Только после этих обращений, уверяет мужчина, консул пообещал заняться его ситуацией.
Но дело с мертвой точки так и не сдвинулось.
— Никто мне не говорит, какая судьба меня ожидает, — говорит мужчина. — И все это время я вынужден побираться, а мои дети жить у чужих людей.
Любопытен и еще один момент: согласно обвинительному заключению, на военный учет Рафаэля поставили еще в 2000 году. В 2003-м объявили в розыск как уклониста. Но в 2006 году молодой человек был в Ереване — и никто на него портянки почему-то не надевал. Может быть, тогда союзное государство не испытывало такой нужды в призывниках?
Представитель посольства РФ в Армении пояснил, что знаком с ситуацией Рафаэля, но сделать что-либо здесь трудно.
— Власти Армении действительно приняли такой закон. И не только этот молодой человек попал в подобное положение. Не так давно по такой же статье арестовали 36-летнего гражданина Австралии, который приехал прогуляться по исторической родине. В итоге он заплатил штраф.