В понедельник в Общественной палате проходят слушания «Культура как цель существования государства».
Может ли существовать культура без власти? До определенных пределов да, гении рождаются не по указанию президента. А может ли существовать власть без культуры? Ответ очевиден — нет. Любое цивилизованное государство опирается на свои культурные традиции. Но об этом в нашей стране сегодня никто не вспоминает. В стремлении к модернизации экономики, повышению ВВП, улучшению качества жизни россиян происходит замена культурного фундамента на культ материального достатка.
Будучи кандидатом в президенты, Владимир Путин ни одну из своих программных статей не посвятил культуре. Ни в одной из государственных программ не звучит понятие культуры. Ни в «2020», ни в других судьбоносных стратегиях. Возможно, это закономерно — если планировать не более чем на 10–15 лет, тут не до культуры. Основными факторами, определяющими жизнь людей на такой краткосрочный период, будут материальное благосостояние, размер пенсий, качество еды и влияющие на эти факторы цены на нефть и другие природные ресурсы.
Раньше — до эпохи Возрождения — прогресс преследовал две задачи. Одна — поиск «философского камня» — вопрос глубокой, высокой культуры. Вторая часть прогресса касалась изобретений, которые позволили бы человеку комфортно жить. В современном обществе «философский камень» неактуален. Но ведь совершенно очевидно, что, мысля только экономическими категориями, думая лишь об удовлетворении естественных потребностей, человек перестает быть человеком. А потеря духовного потенциала нации равносильна истреблению народа.
Считаю, что основная задача вновь избранного президента и будущего министра культуры — поднять приоритет культуры над всеми остальными приоритетами в нашей стране. Выражаясь современным языком, необходимо запустить процесс культурной модернизации, создать систему экономических, правовых и иных условий, способствующих сохранению и развитию культуры. В противном случае это будет уже не Россия, а совершенно иная страна с другими традициями и ценностями, а скорее совсем без них.
Культура в массовом понимании сейчас превращается просто в элемент досуга. К ней предъявляется только одно требование — развлечение (или отвлечение). А значит, необходимо выработать механизмы противодействия экспансии массовой коммерческой культуры, угрожающей развитию личности и ведущей к ее деградации.
Вижу несколько направлений, которые срочно требуют вмешательства. Очень важно задать вектор образованию с точки зрения культуры. Сегодня из школы ушли уроки музыки и рисования, лучше, чем какие-либо другие предметы, способствующие реализации творческого потенциала школьников. Существующая у нас сейчас система образования — это, по сути, идеальная машина по выявлению талантливых людей и подготовке их к отъезду за границу. В школе детей обучают двум-трем языкам и основам экономики, в то время как количество уроков литературы сведено к минимуму. И изучают на них жизнь Достоевского и Толстого, но не смыслы их произведений. А ведь именно смыслы произведений наших великих авторов способствуют формированию точного нравственного мировоззрения и национальной идентичности, что, в свою очередь, является самым эффективным лекарством против таких болезней общества, как ксенофобия, «полицейские садисты», алкоголизм, наркомания, депрессия и суицид. В многонациональной стране особое внимание следует уделять развитию культурных программ в регионах, направленных на сохранение национальных традиций, в том числе народного фольклора и художественных промыслов. Сейчас этим никто всерьез не занимается, кроме нескольких энтузиастов.
Непростая ситуация сложилась в области сохранения памятников истории и культуры. В последние годы участились попытки приспособить заповедники, памятники архитектуры «к современному использованию». В слепом движении к капитализму мы рискуем навсегда потерять огромную часть нашего культурного наследия.
Власти следует понимать, что если мы сегодня не повернемся лицом к культуре в самом высоком смысле этого слова, не станем заседания правительства начинать с вопросов культуры во всех аспектах и уделять этому вопросу хотя бы столько же времени, сколько проблемам армии, то завтра мы проснемся совсем в другой стране, потеряем наш «третий Рим».